Учебные фильмы для тренажерной подготовки можно классифицировать по следующим признакам: адресат; степень связи с органами управления и контроля; дидактическое назначение; содержание; форма преподнесения материала; внутренняя структура; сочетание зрительных образов, звука и слова; ширина – угловая величина изображаемого на экране пространства в горизонтальной плоскости; цвет пленки.
По этим признакам фильмы делятся следующим образом:
По адресату – для первоначальной подготовки, повышения квалификации, экспертизы трудоспособности водителей и др.
По степени связи с органами управления и контроля – автономные (не связанные с органами управления и контроля); связанные с контрольным оборудованием или столом мастера; с обратной связью (связанные с органами управления тренажера).
По дидактическому назначению – обучающие, контролирующие, комплексные.
По содержанию – в зависимости от тем программы, для изучения которых предназначен фильм.
По форме преподнесения материала – учебно-инструктивные, в которых показаны приемы управления автомобилем, движения и действия органами управления и др.; учебно-тренировочные, где на экране показана снятая с движущегося автомобиля среда движения, в которой автомобиль с кинокамерой осуществляет маневрирование в изменяющейся дорожной обстановке – в простых, сложных, опасных и аварийных ситуациях.
По внутренней структуре – кинокурсы (цикл фильмов), связанные единой тематикой и методикой построения; фрагментарные фильмы, состоящие из ряда фрагментов по наиболее важным темам программы; кинофрагменты, короткие (на 3–5 мин показа) учебные кинофильмы, посвященные одному какому-либо вопросу; кинокольцовка (разновидность кинофрагмента) – короткий фрагмент (3–10 м), в котором снят какой-либо непрерывный или циклический процесс. Повторяемость заснятого явления дает возможность склеивать пленку в кольцо и демонстрировать ее необходимое количество времени. Например, движение на безопасной дистанции на определенной скорости за лидирующим автомобилем, проезд остановки транспорта, встречный разъезд и т. п.
По сочетанию зрительных образов, звука и слова – полностью немые фильмы, рассчитанные на пояснения преподавателя (мастера) при демонстрации фильма; немые фильмы с пояснительными, надписями; звуковые (с шумом, звуками) без пояснений диктора; полностью звуковые, содержащие звуковую характеристику зрительного ряда (шум, звуки и т. п.) и дикторский пояснительный текст; немые фильмы со свободной магнитной звуковой дорожкой для записи комментария преподавателя или мастера, позволяющие использовать их с наиболее удачным сопроводительным текстом.
По угловой величине изображаемого на экране пространства в горизонтальной плоскости – обычные, широкоэкранные, панорамные.
По цвету пленки – черно-белые, цветные.
Характер использования учебных фильмов для автотренажерной подготовки в процессе обучения вождению на автомобиле зависит от ряда факторов: содержания и качества фильма, количества тренажеров, наличия автодрома (закрытой площадки), организации занятий и др. Можно выделить четыре варианта использования учебных фильмов, которые условно назовем: оптимальный, эффективный, допустимый и дополнительный.
Оптимальный вариант – фильм или отдельная его часть применяется в сочетании с занятиями по соответствующей его содержанию теме или темам обучения вождению на автомобиле.
Достаточно эффективный вариант – фильм демонстрируется после обучения вождению на автодроме (закрытой площадке), перед изучением раздела программы «Обучение вождению на дорогах с небольшим движением».
Допустимый вариант – фильм применяется непосредственно после обучения на теневом тренажере (в случае отсутствия автодрома или закрытой площадки). Такой вариант применения учебного фильма предполагает умение учащихся выполнять действия на тренажере с теневой проекцией четко, плавно и координирование, а маневрирование осуществлять на соответствующих передачах и скоростях, т. е. технически правильно.
Читайте также: