Учебное кино является одним из самых эффективных и часто используемых технических средств обучения на всех этапах подготовки и повышения квалификации водителей.
Еще в первые годы становления нашего государства Н. К. Крупская так отзывалась о роли учебного кино в профессиональной подготовке водителей автомобилей: «В Москве мне пришлось увидеть одну фильму школы Форда по подготовке шоферов, в этой фильме показана в отдельности работа каждой мельчайшей части автомобиля. Такая фильма до чрезвычайности облегчает обучение. Фильмы, показывающие работу разных машин, могут много дать».
Уже в 30-е годы для мастеров и преподавателей производственного обучения был создан один из самых первых в мире учебный многосерийный кинокурс «Автомобиль». Этот кинокурс служит незаменимым помощником мастеров производственного обучения и в наши дни. Он постоянно обновляется, дополняется в зависимости от развития автомобилизации и уровня достижений в психолого-педагогической науке, а его почти 50-летнее существование доказало его большую практическую значимость, эффективность и популярность.
В последние годы различными киностудиями страны подготовлено большое число учебных кинолент и по другим разделам программы подготовки водителей автомобилей – по технике и тактике вождения автомобиля в различных дорожных условиях; по изучению Правил дорожного движения; основ безопасности движения и др.
Рассмотрим учебный кинофильм, который позволяет демонстрировать движение и изменять масштаб времени, т.е. ускорять на экране медленные процессы и замедлять быстрые. При решении этих задач кинопроекция имеет огромные преимущества, в том числе по сравнению со статической проекцией. Специалисты в области использования кинофильма в учебной работе выделяют ряд характерных свойств кинопроекции и ее преимуществ перед другими средствами. В обобщенном виде и применительно к обучению водителей они заключаются в следующем.
С помощью кино любой двигательный цикл или отдельное движение, перемещение объекта в пространстве можно демонстрировать как непрерывный динамический процесс. Это позволяет показать учащимся работу любого механизма автомобиля, отдельных действий учащихся при управлении автомобилем не отрывочно, в виде отдельных статических положений, а в процессе непрерывного движения, целостного акта, в котором каждый последующий элемент или действие связаны с предыдущим. Во время кинопоказа у учащихся формируется зрительное представление о темпе, ритме, характерных моментах движения.
Возможность улавливать из кинофильма кроме пространственных еще и временные соотношения в движении выгодно отличает кино от статических экранных пособий. Это особенно важно в тех случаях, когда учащиеся не могут получить достаточно полное зрительное представление о каком-либо явлении, например, об особенностях управления автомобилем в таких дорожных условиях, которые невозможно или опасно воспроизвести в процессе обучения.
Постоянная смена кадров, благодаря чему все перемещения на экране автомобилей, пешеходов, элементов околодорожного пространства последовательно проходят перед глазами зрителей, объясняет тот интерес и эмоциональность, с которыми воспринимаются киноизображения: концентрируется внимание, обостряется процесс зрительного и слухового восприятия.
Следующей, очень важной особенностью использования кино в учебном процессе является возможность демонстрировать работу автомобиля и его отдельных узлов в различных режимах. С помощью кино можно делать это не только как угодно часто, но и весьма эффективно, особенно демонстрируя такие процессы и явления, которые на натуральных объектах прямо выявить невозможно. Конструкцию механизмов можно показать на натурных, объектах, а их действия наглядно продемонстрировать лучше всего с помощью кинопроекции.
Хотите купить мондео - зайдите на в АВТОМИР.
Читайте также: