В процессе демонстрации кинофильмов и кинокольцовок преподаватель должен умело и доходчиво сопровождать демонстрируемые кадры личным комментарием. От умения доходчиво и правильно объяснять кинокадры во многом зависит качество и прочность усвоения. В ряде случаев целесообразно комментировать не только немые фильмы, но и звуковые, комбинируя краткое пояснение с дикторским текстом. Однако это следует делать очень осторожно, чтобы не помешать воспринимать и осмысливать дикторский текст и фильм в целом. Искусство комментирования заключается в том, что оно должно не мешать учащимся смотреть кинофильм и кинокольцовку; следует говорить только в тех местах, где это необходимо, и столько, сколько требуется для усвоения происходящего в кадре и направления мысли обучаемых.
Очень часто кино во время учебного занятия связывается в представлении преподавателей с киносеансами. Это совершенно неправильно. Многолетний опыт применения кино в средней и высшей школе свидетельствует о том, что наиболее рационально применять кино на теоретических и практических занятиях в форме коротких фрагментов или кинокольцовок и сочетать демонстрацию с объяснением педагога.
Целостный фильм целесообразно также демонстрировать и во. внеурочное время перед изучением определенного раздела как материал, вводящий в круг изучаемых вопросов, или после бесед, докладов как иллюстративный материал либо с целью повторения пройденного.
Следовательно, учебный фильм нужно рассматривать в качестве функционального элемента системы подготовки, находящегося в определенных связях и отношениях со всеми средствами и способами преподавания соответствующего раздела программы.
Учебный фильм для преподавателя – это прежде всего средство; поэтому, используя его в учебном процессе, необходимо помнить, что оно не должно подменять педагога. Однако неправильно переоценивать роль кино и превращать его из инструмента в руках педагога в самоцель. Ведущей фигурой в учебном процессе является педагог. Он должен, исходя из учебных задач, определить целесообразность использования кино, его место в учебном процессе, содержание и продолжительность демонстрации.
Следует заметить, что отдельные учебные фильмы, посвященные изучению теоретических разделов программы подготовки водителей, созданы квалифицированно и в соответствии с программой, так что при изучении отдельных разделов эти фильмы можно демонстрировать целыми частями и сериями.
В Самаре в Фирме 888.
Читайте также: