Установка в правой части кабины дополнительного рулевого колеса и педали акселератора, а также рычага коробки передач в середине кабины (между рабочим местом учащегося и мастера) на автомобилях, на которых этот рычаг расположен около рулевого колеса, значительно увеличивает возможности инструктора, особенно в обеспечении безопасности движения при обучении вождению.
Однако установка такого рода двойного, а тем более полного двойного управления автомобилем имеет еще большее значение с психолого-педагогической точки зрения, т. е. в связи с задачей повышения эффективности обучения. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Основная трудность при формировании водительских умений и навыков заключается в том, что управление автомобилем требует распределения внимания между целым рядом объектов, признаков, двигательных реакций, а также быстрого переключения внимания.
При обучении, когда водительские умения и навыки еще не сформированы, нагрузка на внимание становится чрезмерной, что затрудняет и замедляет процесс формирования умений и навыков. Многочисленные эксперименты и данные практики обучения подтверждают, что психологически правильное расчленение формируемого действия на определенные элементы и раздельное их формирование, а затем последующее объединение в целостный комплекс является в соответствии с закономерностями внимания наиболее эффективным путем формирования сложных умений и навыков. Это в полной мере относится и к формированию водительских умений и навыков и их основы – сложных зрительно-двигательных комплексов.
С психолого-педагогической точки зрения одним из основных требований к такому сложному многоцелевому и важному средству обучения, как учебный автомобиль, является возможность формировать раздельно компоненты водительских навыков, а затем объединять их в комплексы вплоть до достижения уровня сформированности целостных сложных умений и навыков.
Для того чтобы учебный автомобиль обеспечивал возможность раздельного формирования основных исходных навыков оценки и управления скоростью и направлением движения, он должен быть оснащен полным двойным управлением. Следовательно, на автомобиле должны быть установлены на рабочем месте мастера по обучению вождению дополнительные органы управления – рулевое колесо и педаль акселератора. На автомобилях, на которых рычаг коробки передач вынесен к рулевому колесу, необходимо перенести его на середину кабины и сделать доступным воздействию мастера. Такое решение является наиболее целесообразным, так как дублирование этого органа управления технически очень сложно. Желательным, хотя и не столь необходимым, является также дублирование и других органов управления, особенно ручного тормоза.
Читайте также: