Внедрение автодромов в процессе обучения водителей предполагает разработку соответствующей системы обучения, исходным моментом построения которой является психолого-педагогический анализ содержания обучения.
Рассмотрим результаты психолого-педагогического анализа содержания и этапы обучения на автодроме. При этом будем исходить из анализа действующей программы обучения вождению, результатов отечественных и зарубежных исследований по вопросам обучения на автодроме, материалов XI комиссии ОСЖД по теме «Разработка новых типов оборудования и профессиональных методов обучения в школах водителей» и работ, в которых проведен общий психологический анализ труда и подготовки водителей.
Содержание обучения на автодроме является частью общего содержания обучения вождению. Оно может быть выделено из общего содержания, исходя из эффективности решения определенных задач обучения, технических возможностей создания соответствующих средств обучения, возможностей планомерной организации учебного процесса и соблюдения требований безопасности.
Общее содержание обучения вождению определяется в результате анализа эффективной и надежной водительской деятельности и закономерностей формирования этой деятельности.
При выделении этапов обучения вождению на автодроме в качестве ведущего принят принцип постепенного усложнения задачи и условий выполнения учебных действий по вождению автомобиля.
В общем виде, как отмечено в гл. 1, усложнение условий вождения при обучении можно осуществлять в связи с усложнением следующих факторов, к которым относятся: скорость движения учебного автомобиля; геометрические характеристики дороги (план, профиль, ширина и т.п.); характер и состояние покрытия или грунта дороги; нагрузка на автомобиль (груз); видимость в среде движения (время суток, погодные условия), наличие других участников движения; одновременное действие нескольких из этих факторов, усложняющих среду движения, а также фактор внезапности.
Читайте также: