На втором этапе обучения («Обучение движению на различных передачах», темы 3–6) формируются навыки вождения автомобиля на различных скоростях. Наибольшая скорость движения выбирается с учетом обеспечения безопасности движения на автодроме. При обучении по теме 6 «Движение с переключением передач в восходящем порядке. Плавное и экстренное торможение» формируются навыки вождения с переключением передач в восходящем порядке, а также навыки оценки замедления и остановочного пути автомобиля при плавном и экстренном торможении на различных скоростях. Тема 7 «Движение с переключением передач в нисходящем порядке» предполагает развитие навыков вождения с переключением передач в нисходящем порядке. Упражнения темы 8 «Движение на различных передачах» направлены на формирование навыка оценки скорости движения на различных передачах, а также на дальнейшее развитие навыков вождения с переключением передач применительно к задаче движения на поворотах различного радиуса. Наряду с этим при обучении по теме 8 формируется навык точной остановки на заданном месте при движении на различных скоростях.
На третьем этапе обучения («Обучение маневрированию на ограниченной траектории», темы 9–10) формируются навыки вождения при наличии достаточно жестких ограничений в среде движения. Обучение по теме 9 «Вождение по ограниченным проездам» позволяет развить навыки оценки планирования и выдерживания траектории движения с учетом габаритов автомобиля при вождении по ограниченным проездам. Упражнения по теме 10 «Проезд ворот. Постановка на стоянку» направлены на формирование навыков проезда ворот и постановки на стоянку, связанных со сложным планированием траекторий автомобиля.
На всех этапах обучения по экспериментальной методике большое внимание уделяется соблюдению учащимися требований безопасности движения. Выбор средств обучения для упражнений по экспериментальной методике выполнен с учетом основных элементов типового проекта учебного автодрома (ТП503 – учебный автодром).
Ниже приведены общие указания к обучению по экспериментальной методике. В начале занятия мастер дает учащемуся контрольные вопросы или задания, с помощью которых проверяет его подготовленность к предстоящим упражнениям. Проводя вводное занятие, мастер объясняет цель занятий по теме, необходимые условия действий, предусмотренных упражнениями темы, обращает особое внимание на обязательное соблюдение требований безопасности. Перед началом упражнения мастер ставит конкретную учебную задачу, в которой четко выделяет последовательность выполнения упражнения и задает ориентиры для выполнения действий. При необходимости учащемуся показывают правильное выполнение действий на месте и в движении.
При выполнении упражнения мастер контролирует действия учащегося и при возникновении ошибок дает корректирующие указания. Указания должны быть краткими и хорошо понятными учащемуся. Более подробное разъяснение путей устранения допущенных ошибок проводится во время остановок перед повторением упражнения.
При завершении упражнения контролируется достижение учащимся необходимых точности и скорости действий. Заканчивая занятие, мастер подводит итоги: отмечает достигнутые результаты, обращает внимание учащегося на характерные ошибки, объясняет пути их устранения, отвечает на вопросы учащегося и выставляет отметку.
Читайте также: