Вид движения автомобиля – это перемещение автомобиля относительно дороги и объектов среды движения на протяжении некоторого отрезка пути и в течение некоторого промежутка времени, обусловленное определенной задачей водителя. Каждый вид движения автомобиля характеризуется его положением, скоростью и направлением относительно дороги и объектов среды движения, изменением указанных параметров во времени и определенной траекторией.
Применительно к первому этапу обучения выделим следующие основные виды движения автомобиля, определяемые задачами изменения или сохранения скорости движения: трогание с места; разгон; движение с постоянной скоростью; торможение; остановка. В соответствии с изменением или сохранением направления движения можно выделить следующие виды движения автомобиля: движение по прямой; повороты; развороты; другие виды движения по кривым в плане.
Управление перечисленными видами движения составляет содержание обучения на первом этапе.
Отдельные компоненты действий, с помощью которых осуществляется то или иное движение автомобиля, более эффективно предварительно формировать на тренажере.
Водительские умения и навыки, необходимые для выполнения даже простых видов движения автомобиля, имеют сложное психологическое содержание и структуру. Поэтому содержание обучения вождению недостаточно выражать только в названиях видов перемещения автомобиля. Необходимо использовать также понятия, отражающие психологическое содержание и структуру водительских умений и навыков.
В наиболее общем, схематическом виде водительские умения и навыки включают в свой состав: 1) оценку взаимодействия автомобиля со средой движения в соответствии с задачей действия; 2) двигательное воздействие на органы управления автомобилем. Двигательные компоненты умений и навыков (движения и двигательные координации), элементы простых зрительно-двигательных и других сенсомоторных координации являются основным психологическим содержанием первоначального обучения на автотренажере. Психологическим содержанием первого этапа обучения на автодроме должно быть формирование зрительных, а также вестибулярных и других оценок положения автомобиля в среде движения и соответствующих им координации (главным образом зрительно-двигательных, но также вестибулярно-двигательных и др.).
Читайте также: