В современных учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка водителей автомобилей, в учебном процессе достаточно широко применяются средства наглядности и демонстрации. К ним в первую очередь относятся натуральные объекты изучения (агрегаты и механизмы автомобиля и оборудование); различные стенды, модели, макеты, плакаты, фотопособия, учебные карты и альбомы, чертежи и т. п.
В настоящее время налажен их серийный выпуск на заводах и предприятиях некоторых министерств и ведомств (Государственного комитета по профессионально-техническому образованию, ЦК ДОСААФ, Министерства автомобильного транспорта и др.). Очень много таких средств и пособий изготовляют непосредственно в учебных заведениях или выполняют по их заказам предприятиями других смежных организаций. Так, например, Всесоюзный трест производственных предприятий Госпрофтехобразования России изготовляет комплект учебно-наглядных пособий для кабинетов по автоделу, в который входят: набор фигур и перекрестков по Правилам движения; набор плакатов по безопасности движения; действующие модели светофоров различных типов; более 20 моделей основных узлов, систем и механизмов автомобиля.
Заводы выпускают также автомобильные тренажеры, учебно-тренировочные стенды, универсальный кабинет для контроля знаний «Ленинградец-1», электромеханическое устройство для демонстрации плакатов К-76А и др. Красноярский учебный комбинат, например, освоил изготовление различных наглядных пособий, в том числе и учебных стендов с использованием газосветных трубок. Применение таких стендов, как «Тормозная система с гидровакуумным усилителем», «Система батарейного зажигания», «Система питания дизельного двигателя ЯМЗ-236», «Карбюратор К-1266», «Рабочий цикл четырехтактного двигателя с фазами газораспределения и индикаторной диаграммой», позволяет учащимся быстро усвоить принцип работы и конструктивные особенности систем и механизмов.
Представляет интерес опыт организации учебного процесса по изучению темы «Трансмиссия» в Свердловском автомобильно-дорожном техникуме. Здесь весь материал темы делится на восемь отдельных заданий, каждое из которых должно быть выполнено учащимся за три учебных часа. Для проведения занятий оборудованы линия на шесть рабочих мест и стол на два рабочих места. Рабочее место имеет комплектный агрегат, установленный на поворотном устройстве, и комплект деталей.
Читайте также: