В настоящее время во многих учебных заведениях, где обучаются будущие водители, используются средства радио, записи и воспроизведения звука. Это в первую очередь средства двусторонней радиосвязи педагога с учащимися при проведении занятий в классах и на автодроме; запись и воспроизведение на магнитофонах шума работающего двигателя для изучения неисправностей; имитация шумов, вызываемых движением автомобиля, на тренажерах; использование радиоусилительной аппаратуры на автодромах и учебных площадках.
Выделим следующие характеристики этих средств, связанные с их использованием в обучении и тренировке будущих водителей:
средства, применение которых требует использования весьма надежной в эксплуатации аппаратуры (магнитофонов, усилителей, радиоприемников, микрофонов и т.д.), а также определенных навыков обращения с этой аппаратурой преподавателей и лаборантов, обеспечивающих применение этих ТСО;
средства, в которых надо четко соизмерять технические возможности (громкость и равномерность звучания, диапазон тембра звуков) и особенности физической среды их использования (акустика помещения, характер отражения звуков, их взаимодействие с голосами занимающихся и т.д.). В ряде случаев достаточно мощное радиоусиление в большом помещении бывает малоэффективным только из-за того, что неверно выбраны количество и расположение динамиков в помещении, что резко искажает звук или нарушает равномерность его звучания в различных местах помещения. То же самое можно наблюдать при использовании средств звуковоспроизведения на открытом воздухе. Здесь дополнительно вступают в силу такие факторы, как наличие и близость построек, направление и сила ветра, температура и влажность воздуха и т. д.;
необходимо также учитывать особенности использования средств звукозаписи и звуковоспроизведения в связи с общими и частными задачами, решаемыми в ходе учебного процесса, и характеристиками контингента занимающихся (обучение новичков, переподготовка водителей и т.д.). Рассмотрим это подробнее.
Каждый преподаватель, готовясь к проведению очередного занятия (тренировки), составляет план-конспект проведения учебно-тренировочного занятия с использованием средств звукозаписи и звуковоспроизведения, который имеет следующие особенности. В графе «Методические указания» записывается, какие средства намечается использовать, очередность их применения, время использования и характер взаимодействия с другими средствами. (аппаратами динамической и статической проекции, бумажными наглядными пособиями и т.д.).
Прежде чем составить план-конспект занятия, преподавателю необходимо тщательно отобрать нужные средства – выбрать музыкальные заставки, записать звуки работающего двигателя, подготовить и отрепетировать дикторский текст; в случае необходимости «наложить» речь на музыку. Все эти средства следует апробировать до начала занятия. Во время проведения занятий необходимо добиваться четкой взаимосвязи традиционных приемов обучения (без использования технических средств) с использованием аудиовизуальных и других вспомогательных средств.
Читайте также: