В процессе обучения Правилам и основам безопасности движения одной из важных задач является развитие у учащихся зрительной памяти, тактического мышления и умения оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных развязках. Поэтому на последнем этапе в данной учебной задаче следует формировать у учащихся навыки оперативного решения отдельных ситуаций при дефиците времени. Тогда их внимание будет направлено не только на опознание объектов, на светофоры и дорожные знаки, но и на расположение и движение транспортных средств, на определение их взаимного расположения, на то, чтобы на основе этих связей быстро представлять всю обстановку в целом.
Еще более эффективного методического приема по обучению учащихся Правилам можно добиться, если пользоваться двумя диапроекторами ЛЭТИ-60. Конструктивные элементы этих приборов позволяют проецировать кадры на экран в движении как в вертикальной (сверху вниз и наоборот), так и в горизонтальной (слева направо и наоборот) плоскостях. Для подготовки диафильмов необходимо иметь две фотокамеры. С помощью первой фотокамеры последовательно снимают в горизонтальной плоскости участки дороги (5–7 кадров) до перекрестка, где установлен предписывающий знак «Движение направо» или «Движение налево». Тогда от этого знака (с помощью второй фотокамеры) в вертикальной плоскости снимают участок второй улицы, которая пересекается с отснятым участком первой улицы.
При дальнейшей съемке операции повторяются в такой же последовательности. После этого можно создать два диафильма, которые в зависимости от расположения изображения на пленке заряжают в диапроекторы. Преподаватель, зная последовательность съемки на каждую из пленок, может поочередно передавать дистанционное управление аппаратов учащимся. Имея в руках две пульт-указки от диапроекторов, учащийся включает первый прибор и начинает «движение» указкой по экрану, обходя все препятствия на пути до перекрестка, где установлен предписывающий знак «Движение направо» (или «налево»). Если он вовремя обнаружил этот знак, то останавливает движение пленки в первом диапроекторе и включает второй (как бы поворачивает направо), где проекция смещается в горизонтальной плоскости. После движения направо учащийся в зависимости от знаков или по команде преподавателя может повернуть налево, т. е. включить второй диапроектор, потом снова включить первый и так до конца пленки.
Еще лучше будет, если оба проектора объединить совместно с диапроектором «Протон» в единый автоматизированный комплекс (учебный стол), где с помощью зеркал проекции от всех диапроекторов можно развернуть на верхнюю часть стола, крышку-экран. Подобный комплекс можно смонтировать в форме обычного большого стола с закрытой по бокам поверхностью, при этом вместо крышки необходимо изготовить прозрачный экран из утолщенного оргстекла. Таких крышек-экранов желательно иметь две или более, т. е. для проецирования фотографических изображений с пленки необходим «чистый» экран, а для рисованных на чистой пленке изображений можно вычертить на экране отдельные участки улиц, перекрестки, мостики и т. п.
Читайте также: