Связь методической стороны подготовки с задачами, содержанием и программой подготовки проявляется в следующем. Фактически выделение задач и содержания учебных действий, определение их последовательности и программы подготовки в целом уже в известной степени обусловливают предпосылки для выбора методов подготовки. Их окончательный выбор и дальнейшая конкретизация осуществляются в соответствии с характером существующих или фактически имеющихся средств подготовки, психолого-педагогическими принципами и практическим опытом их использования, конечным, т. е. требуемым, и исходным уровнем подготовленности учащихся, квалификацией преподавателей и мастеров производственного обучения.
Информация, необходимая для выполнения какого-либо действия, в том числе и учебного действия, называется его информационной основой. При выборе или разработке методик подготовки необходимо определить информационную основу каждого учебного действия, соотнося ее с соответствующими уровнями подготовленности учащихся.
В результате указанной выше оценки информационной основы учебных действий на всех этапах подготовки уточняются оптимальные способы перехода учащихся от одного этапа подготовки к другому, вплоть до ее завершения. Иными словами, выбор или разработка методик подготовки осуществляется в соответствии с последовательными уровнями подготовленности учащихся и с учетом конкретного содержания информационной основы учебных действий на соответствующих этапах подготовки.
При разработке методик подготовки учитывается использование различных форм активности учащихся: поиск и выбор необходимой информации, ее сравнение, анализ, синтез, обобщение; применение различных речевых форм отработки учебных действий по приему и усвоению учебной информации – повторений вслух или про себя соответствующей информации и самоинструкции; воспроизведение наглядного материала в воображении; графическая фиксация и воспроизведение учебного материала – составление схем, зарисовок и т. п.
Учитывая, что основным содержанием водительской деятельности является управление подсистемой А–СД, а центральное место в подготовке занимают учебный автомобиль, а также тренажеры, можно сделать следующий вывод. Основной метод подготовки водителей должен быть комплексом наглядной демонстрации, объяснения и упражнения при доминирующем значении последнего. В методиках проведения этих упражнений должны быть предусмотрены оптимальные в условиях упражнения формы объяснения или демонстрации и оптимальные формы активности учащихся.
Читайте также: