Под методами подготовки подразумеваются способы осуществления учебной деятельности учащимися и способы управления этой деятельностью, осуществляемого преподавателями и мастерами производственного обучения.
Основными методами подготовки водителей являются: объяснение, с помощью которого учащийся получает информацию, подлежащую усвоению, включая информацию о задаче, содержании и способе выполнения учебного действия; демонстрация учебного материала или учебного действия; упражнение, т. е. самостоятельное повторение учебных действий учащимися.
Объяснение и демонстрация, а также контроль выполнения упражнений могут осуществляться преподавателем (мастером производственного обучения) непосредственно или с помощью технических средств обучения. Выполнение упражнений может контролироваться и самим учащимся (самоконтроль). В общем случае указанные три метода используются в процессе подготовки в том или ином сочетании. Так, объяснение может сопровождаться наглядной демонстрацией; демонстрации может предшествовать или сопутствовать объяснение; упражнение может сочетаться с дополнительными объяснением и демонстрацией и т. д. Заметим, что от степени использования объяснений и демонстрации, а также характера контроля существенным образом зависит степень самостоятельности учащегося при выполнении упражнения.
Методы, конкретизированные в соответствии с задачами, содержанием, средствами и условиями подготовки, называют методиками подготовки.
Использование средств подготовки, в том числе и технических средств, осуществляется с помощью соответствующих методик. При этом в зависимости от характера технических средств методики их использования могут быть разновидностями и объяснения, и наглядной демонстрации, и упражнения, а также теми или иными их комбинациями.
Читайте также: