Использование технических средств подготовки осуществляется различными методами в зависимости от их характера, задач и содержания подготовки.
При подготовке к деятельности управления машинами, в том числе к вождению автомобиля, очень большое значение имеют технические средства, с помощью которых моделируется деятельность управления данной машиной, а также те или иные компоненты этой деятельности.
Применительно к подготовке водителей автомобилей такими видами технических средств являются учебные автомобили, тренажеры, средства кинопроекции и статической проекции.
Конструктивные особенности учебных автомобилей –двойное управление торможением – дает возможность мастеру по вождению предупреждать ряд опасных ситуаций, которые могут возникнуть в результате неправильных действий учащегося. Это не только повышает безопасность обучения, но и делает учащегося менее напряженным, более уверенным, а следовательно, дает возможность сконцентрировать внимание на выполнении учебных действий. Вместе с тем это снижает нервно-психическое напряжение мастера по обучению вождению, делает его труд менее утомительным.
Следует заметить, что еще более эффективным с рассматриваемой точки зрения является учебный автомобиль с полным двойным управлением. Но, что еще более важно, при использовании учебного автомобиля с полным двойным управлением возникает возможность выделить достаточно простые учебные действия, например такие, как оценка скорости, оценка направления движения, управление скоростью, управление направлением движения. Учащийся при этом освобожден от выполнения всех других действий по оценке и управлению подсистемой А – СД и может полностью сконцентрировать внимание на выполнении данного учебного действия, что существенно повышает эффективность формирования водительских знаний, умений и навыков.
Важным видом технических средств, с помощью которых моделируется деятельность управления машинами или те или иные ее компоненты, являются тренажеры. Существуют различные виды автомобильных тренажеров, более подробно описанных в ранее.
Тренажер может моделировать подсистему А – СД или различные ее элементы. Соответственно действия на тренажере моделируют действия по управлению этой подсистемы или различными ее элементами. От того, что именно моделируется в водительской деятельности с помощью тренажера, зависят его учебная функция, место в учебной программе и характер его комплексного использования с другими техническими средствами обучения.
В процессе формирования у учащегося знаний, умений и навыков с помощью тренажеров, у него формируются и развиваются соответствующие качества. Вместе с тем особым видом тренажеров являются технические устройства, имеющие специальную функцию развития таких качеств, как распределение и переключение внимания, точность и скорость водительского глазомера, тех или иных водительских реакций и т. п.
Поскольку водительская деятельность в целом включает и такой вид деятельности, как эксплуатация и устранение ряда неисправностей материальной части, то одним из видов тренажеров являются технические устройства по моделированию соответствующих действий.
Следует заметить, что характер тренажеров и других технических средств подготовки и эффективность их применения в учебно-воспитательном процессе определяются не только содержанием формируемой деятельности и характером качеств, необходимых для ее эффективного и надежного выполнения, но и другими факторами, к которым относятся:
технические и технологические возможности, обеспечивающие создание соответствующих технических средств обучения (ТСО) и их массовое производство;
экономическая целесообразность применения тех или иных ТСО;
психолого-педагогический уровень разработанности программ и методик использования ТСО;
Наличие кадров квалифицированных специалистов, способных обеспечить методически правильное использование ТСО в системе подготовки и технически правильную их эксплуатацию;
санитарно-гигиенические условия обучения с применением ТСО.
Читайте также: