Эмоциональная сфера водителя находится в тесном взаимодействии с его волевой сферой. В соответствии с этим характеристики эмоциональной сферы в ряде важных отношений зависят от особенностей волевой сферы. Так, например, чрезмерная с точки зрения требований водительской деятельности эмоциональная возбудимость может быть компенсирована таким волевым качеством, как самообладание. Благодаря ему водитель сумеет подавить чрезмерное эмоциональное возбуждение, мешающее достаточно правильно, точно и своевременно осуществлять познавательные и исполнительные действия, необходимые для эффективного и безопасного управления подсистемой А–СД.
Рассмотрим, какие же волевые качества способствуют возникновению оптимальных для водителя эмоциональных состояний, дают возможность подавить отрицательные эмоции или снизить их интенсивность, чтобы они не препятствовали эффективному и надежному осуществлению водительской деятельности. К ним относятся те волевые качества, которые позволяют подавлять страх и растерянность, вызванные опасностью, грозящей водителю уголовной, административной, материальной и моральной ответственностью за жизнь и здоровье пассажиров и других участников движения, за сохранность материальной части и других материальных ценностей.
Способность подавлять страх, вызванный физической опасностью, назовем вторичной смелостью. Это волевое качество будет отличаться от того вида эмоциональной устойчивости, который выражается в сравнительно малой непосредственной подверженности страху, т. е. первичной смелости.
Аналогичным образом можно вторичной уверенностью назвать волевое качество, заключающееся в способности подавлять растерянность, вызванную ответственностью за результаты выполняемых действий.
Важно иметь в виду, что часто повторяющееся эффективное подавление отрицательных эмоциональных состояний может делать этот процесс легко и быстро протекающим. Заметим также, что отмеченные волевые качества при достаточно высокой степени их развития дают возможность не только подавить соответствующие отрицательные эмоциональные состояния, но и вызвать оптимальные (положительные) эмоциональные состояния, противоположные страху и неуверенности. К этим волевым качествам близко примыкает решительность – способность человека своевременно принимать решения при наличии ответственности или опасности.
Как отмечалось, большое значение для водительской деятельности имеет самообладание, которое выражается в подавлении чрезмерного эмоционального возбуждения. Аналогичным образом оно проявляется в волевой саморегуляции недостаточной эмоциональной возбудимости или концентрации внимания на внутренних переживаниях. В частности, водителям, совершающим дальние рейсы, нередко приходится бороться с состоянием недостаточной возбудимости и сонливостью, вызванными усталостью или иногда монотонными дорожными условиями.
Уже отмечавшаяся выше сложность водительской деятельности и многочисленные трудности, с которыми водитель сталкивается на протяжении рейса и рабочего дня, требуют достаточного развития таких волевых качеств, как энергия и настойчивость.
Важно также иметь в виду, что водитель в процессе своей деятельности по управлению подсистемой А – СД не связан непосредственно с руководством автохозяйства и товарищами по работе. Это заставляет его полагаться главным образом на собственные силы, что предъявляет дополнительные требования к его волевой сфере.
Читайте также: