Как правило, конечная цель подготовки – мастерство вождения – достигается не сразу после окончания соответствующего учебного заведения, а требует достаточного водительского опыта, накапливаемого в результате длительной практической деятельности, осуществляемой в разнообразных вариантах и условиях, включая наиболее сложные. Отсюда возникает необходимость определения оптимального уровня подготовленности, который должен быть достигнут в результате прохождения подготовки в автошколах, учебных комбинатах, на курсах обучения автолюбителей.
Этот оптимальный уровень подготовленности, определяющий ее цель, должен: обеспечивать достаточную эффективность и надежность водительской деятельности в некотором практически целесообразном диапазоне ее вариантов и условий выполнения; являться базой, обеспечивающей возможность дальнейшего развития и совершенствования водительских знаний, умений, навыков и соответствующих качеств с учетом, что это развитие и совершенствование осуществляются в процессе практической водительской деятельности.
Оптимальный уровень подготовленности как результат профессиональной подготовки в учебном автокомбинате целесообразно задать с учетом такой формы дальнейшей подготовки, как стажировка, т. е. практическое выполнение профессиональной деятельности под контролем опытного водителя-профессионала. Он должен не только страховать стажера, предотвращая возможные или исправляя допущенные ошибки, но и способствовать более быстрому овладению профессией путем передачи своего практического опыта.
На определенных этапах накопления водительского опыта целесообразным является прохождение подготовки, имеющей целью повышение квалификации до того или иного уровня, вплоть до овладения высшим мастерством вождения. Такая подготовка должна осуществляться по соответствующим программам с применением определенных средств и методов под руководством педагогов, хорошо знающих «тонкости» водительской профессии.
Необходимо отметить, что первоначальная подготовка, стажировка и подготовка, имеющая целью повышение квалификации, даже при наличии оптимальных программ, методик, средств не обеспечит необходимого уровня подготовленности, если обучающий персонал не будет обладать соответствующей специальной и педагогической квалификацией и необходимыми педагогическими качествами.
Подготовка водителей может быть достаточно эффективной, т. е. обеспечить заданный уровень подготовленности при минимальных затратах времени, труда, материальных средств, лишь при условии, что существует соответствие между исходным уровнем подготовленности людей, начинающих подготовку, и задачами, программой, методическими, техническими и организационными средствами подготовки, а также характеристиками обучающего персонала. Это справедливо для любых этапов и видов подготовки. Низкий исходный уровень подготовленности учащихся влечет за собой или то, что после прохождения подготовки не будет достигнут заданный уровень подготовленности, или обеспечение заданного уровня подготовленности потребует нерациональных затрат времени, труда и материальных средств.
Однако и несоответственно высокий по отношению к данной системе подготовки исходный уровень подготовленности учащихся также не дает оптимального эффекта. В этом случае система подготовки не будет использована полностью, т. е. она будет функционировать с заниженным коэффициентом полезного действия, а с другой стороны, обучаемые будут нерационально использовать большую или меньшую часть времени, отводимого на подготовку.
Таким образом, для подготовки целесообразно или набирать контингент учащихся, соответствующий по исходному уровню подготовленности применяемой системе подготовки, или видоизменять систему подготовки или некоторые ее характеристики применительно к конкретному исходному уровню подготовленности контингента учащихся, начинающего прохождение подготовки. Следует заметить, что в практике обучения водителей последний вариант его оптимизации, гораздо больше соответствующий в настоящее время реальным возможностям, часто недооценивается.
Система подготовки водителей должна изменяться также в зависимости от способностей учащихся, проходящих подготовку. Это изменение может носить различный характер в зависимости от различий способностей и возраста обучаемых. Во-первых, всегда желательно, а в большинстве случаев и необходимо в той или иной степени предусматривать в системе подготовки применение индивидуального подхода к учащимся, имеющим различные потенциальные возможности усвоения профессиональных знаний, умений и навыков и развития профессионально значимых качеств. Во-вторых, в ряде случаев целесообразна дифференцированная подготовка различных групп, подобранных в соответствии со способностями обучаемых.
Необходимым условием достижения высокого уровня водительского мастерства является интерес учащихся к водительской деятельности и их ответственное, творческое отношение к процессу подготовки.
Читайте также: