Управление подсистемой А –СД в современных условиях связано с тем, что опасность, грозящая водителю, грозит также пассажирам, а в ряде случаев и другим участникам движения. Каждое действие водителя, изменяющее состояние подсистемы А – СД, изменяет и среду движения для других участников движения. По этой причине, управляя подсистемой А – СД, водитель, обеспечивая свою безопасность и безопасность пассажиров, должен учитывать интересы других участников движения и не допускать, чтобы его действия повлекли за собой возникновение трудностей и опасностей для них.
Современная среда движения отличается не только большой сложностью, но и быстрыми неожиданными колебаниями этой сложности. Поэтому в ряде случаев управление подсистемой А–СД предъявляет к водителю требования, граничащие с максимумом его возможностей или даже превышающие их. Вследствие этого надежность водителя в большой степени зависит от его способности критически оценить собственные возможности под углом зрения вероятных последствий их неправильной оценки и, если нужно, воздержаться от ненадежных решений.
Таким образом, надежность водителя в большой степени зависит от наличия у него таких морально-психологических качеств личности, как чувство ответственности, дисциплинированность, коллективизм, а также профессиональная самокритичность.
Как и в любой деятельности, особенно в сложной и ответственной, первостепенное значение имеет характер мотивации и направленности личности водителя, его интересов, склонностей, морально-психологических ценностей. Эти характеристики решающим образом определяют во всех звеньях отношение водителя к своей профессиональной деятельности. В свою очередь, это отношение обусловливает необходимую для водителя психологическую . установку в процессе управления подсистемой А – СД, состояние его эмоциональной, волевой и познавательной сфер. От этого отношения зависят и процесс овладения мастерством вождения, и сохранение высокого уровня профессиональной надежности.
Отметим, что разновидности водительской деятельности, связанные с управлением различными типами автомобилей, разными вариантами среды движений и видами перевозок, предъявляют не вполне одинаковые психологические требования к водителю. Однако если иметь в виду современные типичные дорожно-транспортные условия, эти различия в основном относятся или к второстепенным особенностям психических компонентов водительской деятельности, или к некоторым количественным вариантам уровня точности, скорости, надежности познавательных и исполнительских действий. По этой причине все изложенное выше в принципе справедливо по отношению ко всем разновидностям водительской деятельности.
Читайте также: