Наиболее стереотипным компонентом водительской деятельности, требующим минимума внимания (при условии достаточной сформированности соответствующих навыков), является воздействие водителя на органы управления автомобилем. Наоборот, среда движения не только постоянно изменяется, но и изменяется неожиданным для водителя образом, а значит, требует постоянного и напряженного внимания. Следовательно, в соответствии с доминирующей ролью зрения в получении информации о среде движения и подсистеме А – СД внимание водителя особенно тесно связано со зрительной сферой. В современных условиях управление подсистемой А – СД вследствие ее сложности и быстрой изменчивости требует очень напряженного внимания, в ряде случаев граничащего с пределом человеческих возможностей.
Водитель должен хорошо распределять свое внимание. Прежде всего, это относится к распределению внимания между зрительной, двигательной, слуховой и вестибулярной сферами. При этом правильное распределение внимания характеризуется не только его одновременной связью с теми или иными компонентами деятельности, т. е. с выбором «параллельных» направлений внимания, но и объемом – количеством этих направлений. Оно характеризуется также правильным распределением напряжения, а значит, и степенью концентрации внимания в каждом направлении.
Однако не меньшее значение имеет распределение внимания «внутри» зрительной сферы. Как известно, поле зрения охватывает значительную часть пространства, в котором одновременно находится множество объектов среды движения и подсистемы А – СД. Поэтому, чтобы обеспечить наиболее эффективное и надежное управление А – СД, водителю приходится распределять внимание между рядом объектов в поле зрения. В этом случае правильное распределение внимания характеризуется не только выбором объектов, на которые одновременно направлено внимание, но и их количеством, т. е. объемом внимания, а также степенью его концентрации на каждом объекте.
Однако сложность подсистемы А–СД такова, что даже оптимальное распределение внимания водителя не может обеспечить безопасное и эффективное управление подсистемой. Вследствие этого чрезвычайно большое значение в водительской деятельности приобретает переключение внимания, т. е. изменение направленности, характера распределения и степени напряжения внимания. Такое переключение внимания может происходить и между различными компонентами деятельности и, соответственно, видами восприятия. Но наибольшее значение переключение внимания имеет в зрительной сфере.
Переключение внимания в зрительной сфере может осуществляться при неизменной его направленности на одни и те же объекты, но при перераспределении между ними степени концентрации внимания. Однако наиболее типичный случай переключения внимания связан с изменением направленности внимания. Это обусловлено тем, что, несмотря на большие угловые размеры поля зрения, оно не может одновременно охватить всю область пространства, восприятие которой необходимо для управления А – СД. Кроме того, постоянное изменение среды движения влечет за собой изменение значимости объектов, находящихся в поле зрения, и появление новых объектов.
Читайте также: