Такие характеристики познавательной системы, как правильность, точность, своевременность, скорость и надежность, обусловливающие эффективность и безопасность управления А – СД, существенно зависят от эмоционального состояния водителя. При этом имеют значение такие характеристики эмоциональных состояний, как их качество, интенсивность, устойчивость и длительность.
При одних эмоциональных состояниях познавательная психическая система функционирует нормально, ее характеристики соответствуют индивидуальной норме данного водителя и вместе с тем удовлетворяют требованиям эффективного и безопасного управления А–СД. При некоторых оптимальных эмоциональных состояниях уровень этих характеристик достигает максимума; другие же эмоциональные состояния влекут за собой такое изменение состояния познавательной психической системы, которое вызывает значительное снижение уровня правильности, точности, скорости, надежности получения, переработки и передачи информации в системе В – А – СД. В этом случае управление А – СД перестает быть эффективным и надежным.
Различные дорожно-транспортные происшествия и являются в значительной мере следствием изменений познавательной сферы, обусловленных неблагоприятными эмоциональными состояниями. Неблагоприятными являются как чрезмерная, так и недостаточная степень эмоционального возбуждения, специфическое состояние эмоциональной напряженности и, в частности, страх, неуверенность, подавленность.
Некоторые из этих состояний могут быть вызваны факторами, не связанными непосредственно с управлением А – СД. Так, эмоциональное возбуждение водителя, вызванное, например, различными неприятностями перед рейсом, может отрицательно влиять на его познавательную сферу во время рейса, а значит, и на качество вождения. Однако в ряде случаев отрицательные эмоциональные состояния обусловлены особенностями водительской деятельности. Так, сложность управления А – СД и связанные с ним опасность и ответственность являются факторами, способствующими возникновению эмоциональной напряженности и страха, со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями для эффективного и надежного управления А –СД.
Читайте также: