Рассмотрим теперь, как с психологической точки зрения происходит процесс передачи информации водителем подсистеме А–СД. Эта передача осуществляется преимущественно в виде воздействий на органы управления автомобилем. Эти воздействия реализуются с помощью движений рук и ног в результате определенной работы мышц. Но выполнение этих движений, в свою очередь, требует получения соответствующей информации, обеспечивающей обратную связь. В конечном счете эта обратная связь осуществляется на основе сопоставления информации о текущем состоянии подсистемы А – СД и ее состояния, «запрограммированного» в соответствии с конечной и промежуточной целями действий водителя.
Однако достаточная точность и своевременность обратной связи предполагает получение еще и специальной информации в виде суставно-мышечных и кожных ощущений, возникающих при воздействиях рук и ног водителя на органы управления автомобилем и сопоставления этих ощущений с соответствующими представлениями. Эта информация в полной мере обеспечивает точность и своевременность управляющих воздействий, а следовательно, эффективность и безопасность управления А – СД. Важно также учесть, что суставно-мышечные и кожные ощущения и представления должны «гибко подчиняться» информации о состоянии и изменениях подсистемы А – СД в целом, получаемой с помощью зрения и ряда других ощущений и восприятий.
Таким образом, с психологической точки зрения, информация, передаваемая водителем А – СД, регулируется двойной обратной связью, из которых одна как бы подстраивается к другой, подчиняясь ей и вместе с тем уточняя ее в определенных пределах.
Ощущения, восприятия, память, воображение и мышление составляют группу познавательных психических процессов или познавательную сферу психики.
К другой, волевой, сфере психики относятся процессы и состояния, обеспечивающие психическую активность и напряжение, необходимые для постановки и достижения цели. Они выступают в виде желаний, стремлений, решений, намерений, внутренних (волевых) усилий, необходимых для преодоления препятствий и трудностей на пути к достижению целей.
Познание и воля в реальной человеческой деятельности не существуют отдельно, а всегда выступают в тесной взаимосвязи. Действительно, достижение цели одинаково невозможно как без психической активности и напряжения, так и без ощущений, восприятий, представлений, мышления, обеспечивающих информацию о результатах, условиях, средствах и способах деятельности.
Необходимо отметить, что человек осуществляет деятельность не безразлично, «машинообразно», а эмоционально. Он переживает в определенных психических формах процесс деятельности, успех и неуспех в достижении целей, и в конечном счете удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей. Поэтому следует выделить еще одну – эмоциональную сферу психики. Эта сфера включает различные переживания – чувства, настроения и т. п. Эмоциональные процессы и состояния являются неотъемлемой стороной человеческой деятельности, а следовательно, познавательные и волевые процессы всегда протекают в тесной связи с эмоциональными. Эмоциональная сфера оказывает значительное воздействие (положительное или отрицательное) на познавательную и волевую сферы психики.
Психика характеризуется направленностью и избирательностью. Это свойство психики называют вниманием. В водительской деятельности внимание проявляется в направленности психических процессов на то, что необходимо для эффективного и надежного управления подсистемой А–СД. Внимание характеризуется напряженностью (степенью напряжения), концентрацией и распределением, объемом, постоянством направленности и переключением, степенью устойчивости.
Читайте также: