Ощущения и восприятия, водителя. Рассмотрим более конкретно, с помощью каких познавательных психических процессов осуществляются прием, переработка, сохранение и передача информации, необходимой и достаточной для эффективного и безопасного управления подсистемой А – СД.
Как уже отмечалось, непосредственно психическим каналом получения информации являются процессы ощущений, а образы ощущений являются исходным психическим материалом, в результате переработки которого возникают более сложные познавательные психические образы. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть те ощущения, посредством которых осуществляется получение информации, необходимой и достаточной для управления А-СД.
Однако в целях более компактного описания будем рассматривать эти ощущения вместе со складывающимися на их основе восприятиями.
Информация о себе самом, необходимая водителю для управления автомобилем и подсистемой А – СД, имеет следующее содержание: положение тела водителя в гравитационном поле (т. е. относительно вертикали), поза (положения частей тела друг относительно друга), а также испытываемый при этом комфорт (дискомфорт).
Описанную информацию водитель получает посредством вестибулярных ощущений равновесия, суставно-мышечных и органических ощущений. Заметим также, что в оценке позы могут участвовать и зрительные ощущения.
Получение информации об автомобиле осуществляется на основе зрительных, кожных и пассивных суставно-мышечных ощущений, возникающих при соприкосновении (давлении, трении) тела, ног, рук водителя с сиденьем, полом и стенками кабины, а также органами управления автомобилем.
Все эти ощущения объединяются и вместе с кожными, а также с активными суставно-мышечными ощущениями (обусловленными воздействиями водителя на органы управления автомобилем) образуют единую систему восприятия, отображающую взаимодействие водителя и автомобиля (подсистему В–А) в целом.
Читайте также: