Информацию об автомобиле, о среде движения и о пространственных характеристиках подсистемы А – СД в данный момент, т. е. фактически основную, необходимую для управления А – СД информацию, водитель получает главным образом с помощью зрительных ощущений и восприятий. Благодаря им осуществляются опознание объектов подсистемы А – СД, базирующееся на восприятии их формы, величины и цвета; оценка положения этих объектов по отношению к водителю, подсистеме В – Аи друг к другу, базирующаяся на восприятии направлений и расстояний. При этом существенно, что зрительные ощущения и восприятия при управлении автомобилем должны быть достаточно эффективны применительно к большой области пространства и при очень различных и быстро изменяющихся условиях освещения.
Таким образом, труд водителя предъявляет высокие требования к таким характеристикам зрения, как световая чувствительность, цветоразличение, острота зрения при нормальной и пониженной освещенности, быстрая адаптация при изменении освещенности, выносливость к ослеплению, быстрое восстановление зрения после ослепления, величина поля зрения, способность к глазомерным оценкам, т. е. к оценкам пространственных свойств и отношений объектов.
Кроме зрительных ощущений в получении информации о пространственных и статико-механических характеристиках подсистемы А – СД важную роль играет ряд упомянутых выше ощущений и восприятий, посредством которых оценивается подсистема В – А. Известную роль также играют слуховые ощущения и восприятия, например, звуков, источниками которых являются различные объекты среды движения.
Особый вид ощущений – ощущение времени – позволяет воспринять временные характеристики подсистемы А – СД, т. е. длительности перемещений в среде движения.
Информацию о движении подсистемы В–А относительно дороги и других неподвижных и подвижных объектов СД и о перемещениях этих объектов относительно друг друга водитель в основном получает посредством зрительных ощущений и восприятий, объединенных в единую систему с восприятием времени. Так же воспринимаются скорость и направление движения, их изменения, траектория движения. Некоторое значение имеют и слуховые ощущения, дающие возможность воспринять направление и скорость движения объектов – источников звука.
Читайте также: