Динамические характеристики А – СД, т. е. силы, обусловленные взаимодействием колес автомобиля с поверхностью дороги или наездом на какие-либо препятствия, водитель воспринимает посредством вестибулярных статических ощущений положения головы в гравитационном поле, вестибулярных ощущений ускорения, ощущений вибрации, суставно-мышечных и кожных ощущений, обусловленных инерционными силами. Известное значение имеют и слуховые ощущения.
Информацию о состоянии автомобиля и работе его агрегатов водитель получает в процессе управления посредством следующих ощущений и восприятий: слуховых и вибрационных – о характере работы и состоянии двигателя и некоторых других агрегатов; суставно-мышечных и кожных – о состоянии органов управления. Кроме того, в определенных случаях значение могут иметь следующие ощущения и восприятия: зрительные – о состоянии частей автомобиля, находящихся в поле зрения или влияющих на зрительно воспринимаемое положение автомобиля в пространстве (например, состояние шин) или водителя в кабине (например, состояние сиденья); обонятельные – о состоянии двигателя, системы питания и смазки; температурные – о перегреве двигателя.
Информацию о своих усилиях и движениях, необходимых для воздействия на органы управления автомобилем, водитель получает посредством комплекса суставно-мышечных и кожных ощущений и ощущений времени. При этом воспринимаются положение и форма органа управления, величина мышечного усилия, направление, скорость и амплитуда движений, форма траектории, время движения.
Память водителя. Рассмотрим теперь психологический план сохранения информации, необходимой и достаточной для управления А – СД. Уже на уровне восприятия познавательная функция психики осуществляется посредством активной переработки материала, относящегося к первичному, исходному психическому уровню информации, т. е. к ощущениям. Эта переработка невозможна без удержания и сохранения образов ощущений, т. е. без участия процессов памяти.
Благодаря психической способности к сохранению накопленного опыта возникает возможность использовать его для истолкования текущей информации, а значит обеспечения более глубокого, точного и быстрого познания действительности. В соответствии с этим в процессе восприятия постоянно осуществляется сличение психических образов, возникающих в каждый данный момент в результате воздействия наличных объектов, с соответствующими образами памяти – представлениями.
Можно считать, что способность водителя эффективно и надежно управлять подсистемой А – СД существенным образом зависит от запаса накопленных представлений. Понятно, что эти представления памяти должны относиться именно к тем объектам и их характеристикам и параметрам, информация о которых важна" с точки зрения управления А – СД.
Таким образом, при управлении А – СД решающее значение имеют: зрительная память, прежде всего на пространственные свойства и отношения объектов (форма, величина, расстояние, положение); память на время, особенно на короткие интервалы времени (секунды и доли секунд); зрительная память на пространственно-временные отношения (скорость, направление движения, их изменения); «суставно-мышечная» память (направление, амплитуда, скорость движений органов тела, величина усилий). Разумеется, большее или меньшее значение имеют и другие виды памяти, соответствующие рассмотренным выше ощущениям и восприятиям, посредством которых водитель получает информацию о подсистеме А–СД.
Заинтересовался тут условиями аренды офиса на Чистых Прудах.
Читайте также: