К средствам выполнения действия (или более обобщенно – средствам деятельности), как уже отмечалось выше, относятся инструменты, приборы, машины. В рассматриваемом случае основным средством деятельности водителя является автомобиль.
Техника вождения автомобиля, включая навыки воздействий на органы управления, навыки глазомерных и других оценок А–СД, представляет собой комплекс способов достижения водительских целей.
Оценка достижения как промежуточных, так и конечной целей осуществляется путем сопоставления этих целей с фактическими промежуточными и конечными результатами действий. В случае рассогласования результата и цели в действия вносятся соответствующие коррективы. Эти коррективы могут выступать в различной форме: продолжение выполнения действия или его повторное осуществление вплоть до достижения цели; изменение способа выполнения действия; использование других средств; изменение условий выполнения действия. Возможна замена одной цели другой, т. е. отказ от данного действия и переход к другому.
Рассмотрим, как с психологической точки зрения осуществляются прием, переработка и передача информации, необходимой и достаточной для эффективного и безопасного выполнения действий по управлению подсистемой автомобиль – среда движения.
Автомобиль и объекты среды движения и явления физической среды воздействуют на органы чувств, точнее, на анализаторы (органы ощущений) водителя. В результате этих воздействий у водителя возникают ощущения – психические образы отдельных свойств воздействующих на него объектов и явлений. Примерами образов ощущений являются видимый свет и цвет – белый, желтый, красный, зеленый и др.; слышимые характеристики звуков – громкость, высота, тембр; ощущение тепла, холода, твердости, гладкости и т. п. Водитель ощущает также ряд характеристик положения и движения своего тела и состояния организма, например напряжение мышц, удобство позы и др.
Однако ощущения являются лишь первичной психической формой информации. На основе переработки и объединения ощущений возникают психические образы предметов и явлений в целом, называемые восприятиями. Так, водитель воспринимает дорогу, других участников движения, положение и перемещение автомобиля по отношению к дороге и другим автотранспортным средствам и т. д.
Психические образы предметов и явлений могут возникать не только тогда, когда эти предметы и явления непосредственно действуют на органы ощущений. Память дает возможность воспроизводить образы прошлых ощущений и восприятий. Предпосылкой такого воспроизведения образов – представлений памяти является их запоминание и сохранение в памяти.
Память является основой обучения и накопления опыта. Знания и умения, необходимые водителю для управления А – СД, фиксируются водителем именно с помощью памяти. Цель – психический образ требуемого результата действия – может направлять действие только потому, что вплоть до его завершения сохраняется в памяти.
Человек способен не только воспроизводить образы прошлых ощущений и восприятий, но, перерабатывая их, создавать новые образы. Такой психический процесс называют воображением, а соответствующие образы – представлениями воображения. Именно воображение дает возможность наглядно представить развитие дорожно-транспортной ситуации, без чего невозможно принятие водителем правильного решения. Можно считать, что цель как образ будущего результата еще не осуществленного действия также является в большей или меньшей степени представлением воображения.
Психический процесс, заключающийся в обобщении наблюдаемых явлений, их связей и отношений, выявлении закономерностей, которым они подчиняются, называют мышлением. Мышление дает возможность делать выводы о причинах и следствиях, предвидеть результаты различных процессов и действий. Выбор цели, прогноз развития дорожно-транспортной ситуации и принятие правильного решения в существенной степени осуществляются с помощью мышления.
Читайте также: