А–СД не позволяет водителю сколько-нибудь продолжительно и часто пользоваться для оценки скорости спидометром. Таким образом, указанную искусственную информацию водителю можно использовать лишь периодически в целях контроля информации о скорости движения, полученной в естественной форме. Показания спидометра о пройденном пути требуются водителю не непрерывно, а также лишь периодически. Аналогично, показания часов имеют лишь второстепенное значение по сравнению с естественной информацией о времени и его интервалах. Все другие, сравнительно немногочисленные, приборы, имеющиеся на щитке приборов автомобиля, предназначены для получения информации о некоторых параметрах состояния и работы двигателя, систем питания, охлаждения и смазки, электрооборудования, т. е. о состоянии автомобиля, а не о его положении и движении.
В настоящее время среда движения автомобиля насыщена искусственной информацией довольно разнообразного характера – дорожные знаки, сигналы светофора, линии разметки дороги, звуковые сигналы. Однако подавляющая часть этой информации в отличие от обычной приборной информации не заменяет (полностью или частично) естественную информацию об объектах и их характеристиках, а выполняет следующие специфические функции. Эта информация или предупреждает водителя о каких-либо объектах или характеристиках среды движения, информация о которых затем должна быть воспринята в естественной форме, или предписывает (или запрещает) определенные действия по управлению подсистемой А–СД. Исключением являются только звуковые сигналы, подаваемые водителями других транспортных средств, которые прямо информируют об их положении и движении относительно подсистемы В–А. Аналогичную функцию выполняют и габаритные сигнальные огни на транспортных средствах, препятствиях, границах дороги.
Как уже известно, при управлении подсистемой А–СД водитель должен получать необходимую и достаточную информацию и о самом себе как управляющем звене системы В–А–С Д. Эта ин формация позволяет оценить: некоторые важные связи в подсистемах В–А и В–СД, а также в системе В–А–СД в целом (как, например, пространственное положение водителя в кабине и автомобиля в среде движения); соответствие состояния и возможностей водителя требованиям, которые предъявляет к нему в каждый данный момент управление подсистемой А–СД. Оценка характера этого соответствия влияет на решения водителя, например о необходимости снижения скорости или остановки автомобиля в случае усложнения дорожно-транспортной обстановки, в которой водитель, по его мнению, не сможет справиться с управлением автомобиля.
Читайте также: