Чтобы достаточно глубоко и полно проанализировать с психологической точки зрения деятельность по управлению автомобилем, необходимо применить системный подход. Это значит, что надо выяснить, в какой системе осуществляется эта деятельность, каковы ее цель, содержание, структура и условия.
Прежде всего будем исходить из основной функции автомобиля как технического средства деятельности водителя. Она заключается в перевозке пассажиров и грузов, т. е. в их перемещении в пространстве по определенной поверхности, конкретно – по улицам, дорогам, на местности.
Таким образом, управляя автомобилем, водитель фактически управляет взаимоотношением автомобиля с дорожным покрытием (грунтом), с пространством, в котором он перемещается, с расположенными в этом пространстве неподвижными и подвижными объектами. Назовем это пространство с расположенными в нем объектами, включая дорожное покрытие, средой движения.
Теперь выделим ту материальную систему, в которой осуществляется деятельность водителя по управлению автомобилем. В эту систему входят: водитель (В), автомобиль (А) и среда движения (СД). Обозначим ее В–А–СД.
Соответствующая материальной системе В–А–СД функциональная система включает следующие компоненты: деятельность водителя, пространственно-временное взаимоотношение автомобиля со средой движения, а также его механическое взаимодействие с дорожным покрытием (грунтом). Деятельность водителя является регулирующим, а функционирование А–СД – регулируемым компонентом этой системы. Управляя автомобилем, водитель в конечном счете управляет подсистемой А–СД.
Среда движения, к перемещению в которой предназначен автомобиль, является сложной системой. Ее основным элементом в общем случае является область более или менее ровной земной поверхности – дорога с ее геометрическими характеристиками и особенностями покрытия.
Среда движения включает также околодорожное пространство, т. е. ту область пространства, в которой расположена дорога и от которой зависят действия водителя и движение автомобиля. Элементами среды движения являются находящиеся в околодорожном пространстве и ограничивающие проезжую часть дороги обочины, тротуары, строения, посадки и т. п.
Другими элементами среды движения являются неподвижные и подвижные объекты, расположенные непосредственно на проезжей части и в околодорожном пространстве, в том числе транспортные средства, пешеходы, а в некоторых случаях животные. Среда движения включает всех других участников движения, в частности регулировщиков. Ее элементами являются также дорожные знаки, ориентиры, светофоры, средства освещения и т. п.
Таким образом, в среде движения можно выделить следующие подсистемы: дорогу (Д), околодорожное пространство (ОП), участников движения (УД).
Сложность среды движения зависит от характеристик описанных выше элементов, а также от количества некоторых из них, таких, как, например, транспортные средства и пешеходы.
Что касается автомобиля, то ограничимся здесь лишь теми его характеристиками, которые являются необходимыми для понимания его взаимосвязей в системе В–А–СД. Это оправдано тем, что основные особенности автомобиля общеизвестны и в технической литературе имеется множество подробных описаний этой машины, а его эргономические характеристики описаны выше.
Профессиональная от компании "РТ-Проект". Ждем вас на сайте.
Читайте также: