Функционирование системы В–А–СД осуществляется в определенных физических условиях, совокупность которых может быть названа физической средой. К этим условиям относятся освещенность, температура, влажность, характер осадков, запыленность и загазованность воздуха, шум и др. Эта физическая среда (ФС) определенным образом взаимодействует с системой В–А–СД. Так, освещенность обусловливает возможность получения информации водителем о характеристиках подсистемы А–СД, точность и полноту этой информации; температура влияет на физиологическое состояние водителя, на работу двигателя и систему охлаждения и смазки и т. п.
Таким образом, система В–А–СД зависит от физических условий, в которых она функционирует, и можно считать, что она входит в более общую систему, включающую также и физическую среду. Обозначим эту более общую систему (В – А – СД) –ФС.
В системе В – А – СД среда движения включает, как уже отмечалось выше, и других участников движения – водителей транспортных средств, пешеходов, регулировщиков. Но водитель автомобиля взаимодействует не только с непосредственными участниками движения. Водитель как работник и член коллектива авто-предприятия (или член соответствующего коллектива ДОСААФ и ВДОАМ как водитель-спортсмен или автолюбитель) определенным образом взаимодействует с другими людьми-сменщиками, ремонтниками, инженерами по безопасности, представителями администрации, грузоотправителями и грузополучателями и др. Водитель не только взаимодействует с регулировщиками дорожного движения и инспекторами Госавтоинспекции на улицах и дорогах, но находится с этой организацией в значительно более широких связях. Эти связи обусловлены всей системой мероприятий по регламентации и контролю водительской деятельности, осуществляемых ГАИ. Водитель является также членом общества и гражданином, что существенно влияет на его отношение к водительской деятельности и на ее практическую реализацию.
Таким образом, система В – А – СД функционирует в условиях взаимодействия с определенными группами людей и их организациями. Совокупность этих условий можно рассматривать как связь с социальной средой. Иными словами, система В – А – СД входит в более общую систему, включающую также и социальную среду.
Состояние подсистемы А – СД в тот или иной момент движения данного автомобиля и, соответственно деятельности данного водителя назовем дорожно-транспортной ситуацией (ДТС). Каждая ДТС имеет соответствующий комплекс характеристик, определяющий степень ее сложности, а значит, и степень сложности подсистемы А–СД в данный момент и на данном этапе движения. К этому комплексу относятся следующие группы характеристик: тип и характер среды движения; условия, в которых функционирует система В – А – СД; вид перемещения, совершаемого автомобилем; скорость движения автомобиля; тип и характеристики автомобиля.
Проанализируем этот комплекс характеристик. Хотя степень сложности дорожно-транспортной ситуации зависит и от характеристик автомобиля, таких, как его устойчивость, управляемость, скорость, габариты, обзорность и др., однако в данной связи прежде всего рассмотрим характеристики непосредственно дороги, обусловливающие сложность управления А – СД.
Читайте также: