Сложность водительской деятельности в очень большой степени определяется объемом и необходимым временем приема и переработки информации, которую водитель получает для принятия решения, а также соответствующими характеристиками информации, которую он передает подсистеме А–СД, реализуя принятое решение. В свою очередь, объем, сложность и время приема, переработки и передачи информации, необходимой и достаточной для эффективного и надежного управления подсистемой А–СД, зависит от степени сложности этой подсистемы.
Взаимодействие с другими участниками движения вносит очень важную особенность в информацию, необходимую для эффективного и надежного управления А–СД. Когда водитель движется по дороге свободно, т. е. когда на обозримой на значительном протяжении части СД нет других участников движения, то получаемая им информация носит в значительной степени достоверный характер. При этом имеются в виду достаточно благоприятные условия приема информации, прежде всего освещенность и обзор местности. Так, например, водитель получает вполне достоверную для данного момента информацию о таких характеристиках положения и перемещения автомобиля в среде движения, как расстояние до обочины, поворота дороги, скорость и направление перемещения относительно дороги.
Совсем иной характер имеет информация о других участниках движения, относящаяся к принимаемым ими решениям. Так, водитель заранее не может получить вполне достоверную информацию о том, как поведет себя пешеход или водитель другого транспортного средства. Например, водитель движущегося впереди автомобиля может начать торможение или перестроение в рядах, пешеход, находившийся на тротуаре или стоянке автобуса, – выйти на проезжую часть. Иными словами, действия других участников движения имеют в определенной степени вероятностный характер. Поэтому в целом информация, на основе которой водитель дает оценку дорожно-транспортной ситуации, прогнозирует ее развитие и принимает решение о том, как ему действовать, имеет не достоверный, а вероятностный характер.
В этом случае решение или принимается в соответствии с наиболее вероятными действиями других водителей, или, если возможно, откладывается вплоть до получения достоверной информации. С этой целью водитель останавливается, например, перед нерегулируемым перекрестком, чтобы удостовериться, что сможет пересечь его без помех, или дождаться такой возможности. Если выждать время для получения достоверной информации невозможно в связи с характером дорожно-транспортной ситуации (например, при движении в транспортном потоке), то водитель должен сохранять постоянную готовность к изменению или корректировке решения. Это необходимо тогда, когда вероятностная оценка ДТС и прогноз ее развития, на основе которых принято решение, не соответствуют последующей информации о характере развития дорожно-транспортной ситуации.
Следует, однако, отметить, что и тогда, когда в среде движения нет на достаточно большом отрезке пути и времени других участников движения и видимость хорошая, информация о А–СД не является абсолютно достоверной. Возможна внезапная поломка автомобиля или изменение погоды, например, порыв сильного ветра. Однако вероятность возникновения событий такого рода сравнительно невелика, поэтому они в гораздо меньшей мере влияют на характер оценок водителем ДТС, прогноз их развития, принятие и реализацию решений.
Читайте также: