Несмотря на значительные различия анатомо-физиологических и психологических характеристик обучаемых, проходящих первоначальную подготовку, или водителей, повышающих свою квалификацию, правильно поставленное обучение и воспитание всегда . дают положительный эффект. Величина этого эффекта зависит в первую очередь от содержания, методики, средств и организации подготовки.
За последние годы рядом ведомств и организаций проведена определенная работа, направленная на совершенствование системы подготовки водителей автомобилей. Улучшены программы подготовки, расширяется производство и применение ряда технических средств обучения, в том числе тренажеров; большее внимание уделяется обучению на автодромах; выпущены новые, более совершенные учебные фильмы и методические пособия. Однако следует признать, что существующая система подготовки водителей не соответствует современным требованиям, предъявляемым к эффективности и надежности водительской деятельности. Эти требования вытекают из задач повышения эффективности автомобильного транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения в условиях растущей автомобилизации нашей страны.
Между тем учет современных данных психологии труда, инженерной и педагогической психологии, профессиональной педагогики, совершенствование методической оснащенности и технических средств обучения и воспитания позволяют существенно улучшить подготовку водителей автомобилей.
Таким образом, совершенствование подготовки водительских кадров на автомобильном транспорте является основным направлением работы по повышению профессиональной пригодности водителей. Оптимизация системы подготовки водителей, включая все ее уровни – от первоначального обучения и до овладения мастерством вождения, позволит в существенной степени повысить эффективность и надежность работы водителей, а следовательно, эффективность автомобильного транспорта и безопасность дорожного движения.
Подготовка водителей в нашей стране осуществляется рядом ведомств. В каждом ведомстве система подготовки включает более или менее сложное звено управления и учебные заведения – комбинаты, автошколы, курсы. Однако в любом случае система подготовки водителей включает следующие компоненты: контингент учащихся; кадры специалистов различного профиля, осуществляющих подготовку, – руководящий состав, преподаватели, методисты, мастера производственного обучения, а также вспомогательный персонал; средства подготовки – учебное оборудование, пособия, учебные территории и помещения; квалификационные требования к выпускникам, определяющие конечную цель подготовки; учебный план и программы подготовки; методики подготовки; организационные формы подготовки.
Таким образом, средства подготовки являются ее неотъемлемым компонентом. Важной частью средств подготовки являются технические средства передачи информации учащимся и контроля ее усвоения, применяемые в целях обучения и воспитания. К техническим средствам обучения (ТСО) относятся средства кинопроекции, статической визуальной проекции, радио, средства звукозаписи, автоматизированные классы, тренажеры, обучающие машины и т. п.
Читайте также: