Настоящая книга «Технические средства обучения водителей автомобилей» является учебным пособием по курсу «Технические средства обучения». Вопросы, рассматриваемые в этом пособии, занимают важное место в программе подготовки учащихся индустриально-педагогических, автотранспортных, автодорожных, автомеханических и сельскохозяйственных средних специальных и высших учебных заведений.
В пособие включены не только описания современных широко используемых и перспективных технических средств обучения (ТСО) водителей, но и методики их использования, а также психолого-педагогические основы применения ТСО как компонента системы подготовки водителей. В нем приведен психологический анализ труда водителей как предпосылка для определения целей, задач и содержания их подготовки.
Знание психолого-педагогических и методических основ подготовки водителей даст возможность учащимся овладеть на более высоком уровне соответствующими предметами учебного плана. Знание этих вопросов имеет также большое практическое значение для преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей учебных заведений, в которых осуществляется подготовка водителей, и работников автопредприятий, занимающихся повышением квалификации водительских кадров. Оно позволит оценивать технические средства обучения с психолого-педагогической точки зрения и в соответствии с этим определять их эффективность, оптимальную функцию и место в учебном процессе, оптимальную методику использования каждого ТСО и их комплексного применения.
Эти знания являются важными для совершенствования ТСО – рационализации существующих образцов и разработки новых. Ознакомление с основами психологии водительской деятельности и методики подготовки водителей принесет пользу работникам Государственной автомобильной инспекции, контролирующим труд и подготовку водителей, а также автолюбителям и автоспортсменам, стремящимся повысить свою квалификацию.
Рассмотренные в пособии вопросы могут представлять интерес для специалистов по психологии труда, инженерной психологии, профессиональной педагогике.
В пособии особое внимание уделено техническим средствам обучение по предмету «Вождение автомобиля» и методикам их использования. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, овладение умениями и навыками вождения автомобиля является основной и конечной целью подготовки водителей, а следовательно, обучение вождению является основным учебным предметом по этой специальности, которому подчинены цели обучения по другим предметам: «Устройство автомобиля», «Основы эксплуатации и техническое обслуживание автомобиля», «Правила дорожного движения», «Основы безопасности движения» и др. Во-вторых, методики использования технических средств обучения вождению в значительно меньшей степени описаны в методической литературе, чем методики использования технических средств обучения по большинству других предметов учебного плана. В-третьих, методики использования технических средств обучения вождению до последнего времени в значительно меньшей степени отражают современные достижения психологии труда, инженерной психологии, педагогической психологии и профессиональной педагогики, чем соответствующие методики по другим разделам подготовки водителей.
Пособие состоит из двух разделов. В первом разделе описаны психологическая характеристика деятельности водителя автомобиля и органически связанные с этой характеристикой психолого-педагогические основы системы подготовки водителей, включая основы оценки и использования технических средств обучения. Второй раздел, составляющий основное содержание пособия, содержит описания и характеристики различных видов технических средств обучения водителей, методик их применения в учебном процессе, организационно-методические рекомендации. В соответствующие главы этого раздела также включены психолого-педагогические основы оценки и применения ТСО, однако в отличие от материала, входящего в первый раздел, они изложены применительно к особенностям каждого конкретного вида ТСО. Такой характер изложения обеспечивает преемственность содержания обоих разделов пособия и облегчает усвоение материала на уровне, необходимом для его дальнейшего практического применения.
Описанные в пособии методики применения ряда ТСО следует рассматривать не как окончательные, а лишь как примерные, ориентировочные, иллюстрирующие использование психолого-педагогических принципов при разработке конкретных методик. Рассматриваемые под таким углом зрения, они дают возможность глубже и точнее оценить различные методические материалы по применению ТСО, которыми пользуются преподаватели и мастера производственного обучения, их собственный практический опыт, более квалифицированно применять и совершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методики обучения водителей.
Для вас: от alta-karter.
Читайте также: