В настоящее время в педагогике, включая педагогику профессионального обучения, широко используются не только результаты психологических исследований, но и методы системного анализа и моделирования. Все это, естественно, нашло свое отражение и в содержании данного пособия. Заметим, что сложность этого материала не большая, чем сложность материала по математике, механике, физике, преподавание которых является обязательным в средней школе и в специальных средних учебных заведениях. Возможность полноценного усвоения указанного материала фактически определяется не его объективной сложностью, а необходимостью преодолеть своего рода психологический барьер, обусловленный его непривычностью, не традиционностью.
При написании пособия использованы отечественные и зарубежные литературные источники, характеризующие технические средства обучения, программы и методики их применения при подготовке водителей автомобилей, а также других специалистов по управлению машинами. Значительное место в пособии занимают результаты анализа материалов исследований подготовки водителей автомобилей, проведенных в лаборатории психологии труда и профессиональной подготовки НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук России совместно с Центральным учебным комбинатом Управления учебных заведений Министерства автомобильного транспорта России. В пособии использованы также результаты других исследований по вопросам психологии труда и подготовки водителей, проведенных авторами, и, в частности, результаты изучения опыта применения технических средств обучения в ряде учебных автокомбинатов и автошкол. В представленных в пособии материалах использованы данные психологии труда, инженерной психологии, педагогической психологии и профессиональной педагогики.
Материал в пособии распределен следующим образом. Главы 1, 2, 3, 6 (§ 6.3, 6.4), 8, 9, 11, 12, 13 написаны , В. Я. Дымерским; главы 4, 5, 6 (§ 6.1, 6.2), 7, 10, 14 – А. А. Костиным; главы 10 (§ 10.1) и 15 написаны совместно.
Разработку ряда рассмотренных в пособии вопросов проводили под руководством В. Я. Дымерского следующие сотрудники лаборатории психологии труда и профессиональной подготовки НИИ общей и педагогической психологии АПН России: Т. X. Гурвич (§ 6.3, 6.4, гл. 8, § 15.9 и 15.10), В. А. Орлов (гл. 9), Б. Е. Хаев (гл. 11, 12, 13), И. В. Ёлшина (гл. 15), которым авторы выражают глубокую благодарность.
Авторы признательны рецензентам – чл.-корр. Академии педагогических наук, доктору педагогических наук, проф. М. А. Жиде-леву и д-ру психологических и медицинских наук, проф. К. К. Платонову за ценные советы, которые были учтены при подготовке пособия; С. Р. Певзнеру за полезные советы по методическим вопросам применения технических средств обучения водителей; Г. Е. Яхонтову, Е. В. Романову, А. Ф. Курочкину, В. И. Мельшину, Г. М. Горовому, В. Т. Ананьину, Г. С. Грибову и В. Г. Грибову за большую помощь в организации изучения передового опыта подготовки водителей в учебных заведениях Министерства автомобильного транспорта России.
Разумеется, в данном учебном пособии характеристики технических средств обучения водителей автомобилей, а также методические и психолого-педагогические вопросы их применения отражены с далеко не исчерпывающей полнотой. Авторы рассматривают его как первый опыт представления указанных вопросов в комплексе и с благодарностью примут замечания и пожелания, относящиеся к содержанию пособия, структуре и форме изложения материала. Их следует направлять в издательство «Высшая школа» по адресу: Москва, К.-51, Неглинная ул., 29114.
Читайте также: