При управлении автомобилем водитель оценивает работу двигателя по характерным звуковым признакам его шума и стука.
Формирование у учащихся профессионального слуха происходит в процессе деятельности по эксплуатации автомобиля, а также может осуществляться с помощью специальных упражнений, которые помогают научиться выделять из звукового фона звуки, характерные для различных неисправностей. Основными характеристиками звука работающего двигателя являются громкость, высота, тембр, а также наличие или отсутствие стука. В процессе специальных упражнений будущие водители должны научиться по этим характеристикам выявлять неисправности на ранней стадии их возникновения. Это поможет предохранить двигатель от поломок.
В предлагаемой методике используются магнитофонные записи работающих двигателей тех марок, которые установлены на учебных автомобилях данной автошколы. Для каждой марки двигателя делаются магнитофонные записи на нормальных режимах его работы, а также записывается работа двигателей с различными неисправностями (на неисправных двигателях) данной марки.
В методике в качестве примера рассматриваются основные неисправности двигателя автомобиля «Жигули».
Оценка работающего двигателя на слух с помощью магнитофонных записей. Для тренировки учащихся в распознавании звуковых характеристик работающего двигателя демонстрируются магнитные записи следующих режимов (А) и неисправности (Б):
А. Режимы: № 1 – малые обороты холостого хода; № 2 – средние обороты; № 3 – большие обороты; № 4 – максимальные обороты.
Б. Неисправности: № 1–стук коленчатого вала; № 2 – стук шатунных подшипников; № 3 – стук поршней; № 4 – стук поршневых пальцев; № 5 – стук клапанов; № 6 – стук механизма газораспределителя.
Технические средства – двухдорожечный магнитофон; магнитофонные записи.
Упражнение 1. Знакомство с работой исправного двигателя на различных режимах.
Цель упражнения – ознакомить учащихся с характерным звучанием исправно работающего двигателя на различных режимах.
Содержание упражнения. После инструктирования учащихся преподаватель включает первую дорожку магнитофонной ленты, на которой записана звуковая характеристика работающего двигателя на режиме № 1, и устанавливает регулятором громкости уровень звука, соответствующий данному режиму. Положение регулятора громкости в процессе занятия не изменяется. Это обеспечивает правильное соотношение воспринимаемой громкости двигателя, работающего на различных режимах. После окончания фрагмента с записью режима № 1 включается режим № 2, затем режим № 3 и так до конца первого упражнения (до записи на ленте текста «Конец первого упражнения»). Если учащиеся не запомнили шум двигателя, прослушивание режимов можно повторить.
После прослушивания режимов выполняется контрольная часть упражнения, которая включает запись этих же режимов в другом порядке. Для этого преподаватель включает вторую (контрольную) дорожку до записи слов «Конец первого упражнения».
При выполнении контрольной части упражнения учащимся после каждого режима предлагается записывает на бланке его название. Затем преподаватель сообщает им режим, который демонстрировался, и они отмечают правильность или ошибочность своего определения знаком плюс или минус. Во время работы с бланком движение ленты останавливается.
Инструкция преподавателя. С помощью магнитофона прослушайте, как звучит работающий двигатель (название марки) на различных режимах. Необходимо внимательно прислушаться к звуковым особенностям каждого режима и запомнить их. После этого надо проверить, правильно ли вы запомнили основные режимы работы двигателя.
Читайте также: