Водителю в его профессиональной деятельности непрерывно приходится реагировать на изменения дорожной ситуации. Основными характеристиками реакций являются время, скорость, точность и надежность. Скорость реакции определяется временем этой реакции, которое измеряется от момента начала подачи сигнала до начала ответного действия на него. Чем меньше время реакции, тем больше скорость. Быстрая реакция водителя позволяет ему более успешно действовать в сложных ситуациях. Точность реакции характеризуется величиной ошибки, допущенной при оценке относительно заданного какого-либо параметра, например скорости, расстояния и др. Чем меньше эта величина, тем больше точность реакции. Под надежностью подразумевается стабильность реакции, т. е. малая подверженность их изменениям при наличии различных внешних или внутренних помех. Внешними помехами являются неожиданные изменения дорожной ситуации, состояния покрытия, технического состояния автомобиля и др. Все это усложняет реагирование водителя. Под внутренними помехами подразумеваются изменения состояния водителя, отрицательно влияющие на управление автомобилем (болезнь, утомление и др.). Внутренние помехи значительно ухудшают основные характеристики реакций: время, скорость, точность и надежность.
Упражнение 1. Зависимость времени реакции от ее сложности.
Цель упражнения – познакомить учащихся с зависимостью времени реакции от ее сложности.
Технические средства – электросекундомер; макет трехсекционного светофора; пульт учащегося с тремя кнопками ответных реакций, расположенными на расстоянии 3–4 см друг от друга (при нажатии на кнопку включается лампа светофора соответствующего цвета); пульт преподавателя с тремя кнопками для одновременного включения различных сигналов и электросекундомера. Упражнение состоит из двух частей. В каждой части реакция измеряется у двух-трех человек по 5–10 раз.
Содержание первой части упражнения. Преподаватель приглашает одного учащегося к пульту, остальные наблюдают за ходом упражнения. Он объясняет задание и включает красный сигнал светофора, при появлении которого учащийся нажимает на красную кнопку, останавливая электросекундомер. После каждой реакции преподаватель называет время по прибору и записывает его на доске.
Инструкция преподавателя. Внимательно следите за светофором и при появлении красного сигнала как можно быстрее погасите его нажатием на красную кнопку. Исходное положение руки около средней кнопки. Чем быстрее выключите светофор, тем быстрее ваша реакция.
Содержание второй части упражнения (для тех же учащихся). На макете светофора зажигаются три сигнала – красный, зеленый, желтый.
Преподаватель подает сигналы в случайном порядке, например, зеленый, красный, зеленый; желтый, красный, красный; желтый, зеленый, желтый и т. п. Для каждого учащегося порядок сигналов изменяется. После каждой реакции преподаватель называет время и записывает его на доске.
Инструкция преподавателя. Внимательно следите за светофором. При этом будут зажигаться красный, зеленый, желтый сигналы. При появлении сигнала надо быстро нажать на соответствующую кнопку: красную – на красный сигнал, зеленую – на зеленый, желтую – на желтый. Исходное положение руки – около средней кнопки.
метчики для нарезки резьбы.
Читайте также: