Одним из основных навыков вождения, которые оказывают большое влияние на безопасность движения, являются навыки оценки скорости и зависящего от нее пути движущихся объектов. Перемещаясь по дороге, водитель постоянно оценивает как скорость управляемого автомобиля, так и скорости других участников движения. Оценивая и сравнивая скорости, водитель прогнозирует положение управляемого автомобиля относительно дороги и движущихся на ней объектов в определенный момент времени.
Например, осматривая боковые проезды перед выездом на перекресток, водитель переключает свое внимание на других участников движения (если такие имеются) и, произведя сравнительную оценку их скоростей со скоростью и динамикой (приемистостью двигателя, возможностью быстрой остановки) управляемого автомобиля, прогнозирует положение транспортных средств в момент проезда им данного перекрестка. Это прогнозирование определяет принятие решения водителем – он или проезжает перекресток, или останавливается.
Правильность такого прогнозирования зависит от точности оценки скорости движущихся объектов, а скорость – от уровня обученности водителя указанным оценкам и от его индивидуальных качеств.
Упражнение. Оценка скорости и зависящего от нее пути движущихся объектов.
Цель упражнения. Продемонстрировать и указать возможные методы тренировки оценки скорости и зависящего от нее пути движущихся объектов.
Технические средства – круг белого цвета диаметром 50 см с намеченными по его периметру через каждые 2 см делениями, пронумерованными числами. В центре круга имеется черная вращающаяся стрелка, прикрепленная к оси редуктора, связанного с электродвигателем, который, в свою очередь, через реостат и кнопку пуска подключен к батарее. Круг со стрелкой закрывается подвижно прикрепленным к нему (на петле в нижней части) наружным кругом с такой же градуировкой. В верхней части круга имеется вырез в виде сегмента, угол которого равен 90°. Нижняя часть выреза на 2 см приподнята над осью вращения стрелки. На часть круга со стрелкой, находящуюся за вырезом, градуировка не нанесена, В верхней части круга имеется лампа красного цвета, загорание которой служит сигналом, по которому учащиеся должны записать в карточки числа круга, соответствующие положению остановившейся в этот момент стрелки.
Читайте также: