Содержание упражнения. В упражнении принимает участие вся учебная группа. Преподаватель устанавливает прибор в хорошо видимом учащимся месте, а реостат его электропривода – в положение, соответствующее вращению стрелки со скоростью 0,25 об/с. Учащиеся готовятся к записи.
В начале упражнения преподаватель инструктирует учащихся, затем включает электропривод стрелки на время, за которое она совершит один оборот. Учащиеся наблюдают за движением стрелки в момент ее прохождения через открытый для обзора сектор круга.
После того как стрелка скроется за вырезом внешнего круга, преподаватель останавливает электропривод. При этом включается красная лампочка, что служит сигналом учащимся для записи числа круга, где, по их мнению, остановилась стрелка.
Убедившись в том, что все учащиеся произвели запись, преподаватель отводит в сторону внешний круг и просит их записать на бланках число внутреннего круга, около которого остановилась стрелка. После этого они сравнивают полученные результаты и в случае, когда они различны, учащиеся подсчитывают числовое значение степени ошибки, отнимая от большего числа меньшее.
Упражнение повторяется 10 раз.
Инструкция преподавателя. Внимательно следите за движением стрелки, стараясь запомнить скорость вращения и представить ее движение в закрытой от взора зоне. Загорание красной лампы означает сигнал, по которому надо записать на карточке число, нанесенное на внешний круг, и соответствующее место остановки стрелки.
После того как будет отведен в сторону внешний круг, рядом с первым результатом надо записать число, соответствующее фактическому положению стрелки. Если первый результат отличается от второго, то от большего числа следует отнять меньшее и получится числовой показатель степени ошибки.
Преподаватель обращает внимание на улучшение результатов у основной массы учащихся к концу серии (10 повторений), тем самым подчеркивая роль тренировки. Указывая на неодинаковые числа показателей степени точности оценок, произведенных отдельными учащимися, преподаватель поясняет, что эти различия зависят как от предыдущего опыта, в результате которого у них сформировались определенные умения в оценке скорости движения и прогнозирования изменения положения объектов, так и от индивидуальных психофизиологических особенностей людей.
Читайте также: