Оценка остроты зрения при нормальной и пониженной освещенности.
Упражнение 1а. Оценка остроты зрения с помощью таблицы Сивцева.
Цель упражнения – оценить остроту зрения с помощью указанной таблицы.
Технические средства – таблица Сивцева – таблица для исследования остроты зрения, имеющая буквы различной величины, написанные в случайном (не алфавитном) порядке, расположенные рядами. Величина букв уменьшается от ряда к ряду сверху вниз. Каждый ряд соответствует определенной остроте зрения от 0,1 до 1,0. Следующие несколько рядов предназначены для людей, острота зрения которых превышает единицу (1,0). Острота зрения, равная единице, является нормальной.
Таблица прикрепляется на внутреннюю фанерную поверхность стенда с электролампами и шторками. Четыре электролампы мощностью по 25 Вт расположены в боковых, закрытых щитками частях стенда, чтобы таблица была равномерно освещена, а лампы не производили на учащихся слепящего действия. Для того чтобы до начала выполнения упражнения учащиеся не смогли запомнить буквы в рядах, передняя часть стенда с таблицей и электролампами снабжена шторкой.
Электролампы освещения таблицы через реостат (регулятор напряжения типа РНШ, автотрансформатор типа РНО-250 и другие устройства) и выключатель подключены к электросети.
Содержание упражнения. До начала упражнения таблица Сивцева помещается на стенде и преподаватель с помощью реостата добивается хорошего и равномерного освещения таблицы, а затем закрывает ее шторкой. Учащиеся занимают соответствующие места, на разном расстоянии от стенда, приготавливают бумагу и пишущие ручки для записей.
Преподаватель знакомит учащихся с инструкцией, которая приводится ниже. Затем, открыв шторку, он показывает ряды букв сверху вниз. Учащиеся записывают различимые ими буквы. Острота зрения определяется по ряду, имеющему наименьший размер букв, которые учащийся еще может распознать.
Учащиеся, сидящие в ряду, расположенном на расстоянии 5 м от стенда, должны различать буквы 10-го ряда. Острота зрения таких учащихся является нормальной, т. е. равной единице. Если учащийся различает буквы 9-го или 8-го ряда, то острота их зрения соответственно равна 0,9 или 0,8 и т. д. Если учащийся различает 11-й ряд и далее, то острота зрения такого учащегося больше единицы.
Учащиеся, сидящие в рядах, расположенных от стенда менее чем на 5 м, должны различать буквы, расположенные в 11-м ряду и далее. Если они различают только буквы 10-го ряда, то острота зрения таких учащихся меньше единицы. Учащиеся, сидящие от стенда на расстоянии, большем 5 м, при нормальной остроте зрения видят буквы в 9-м или 8-м ряду.
После того как учащиеся запишут по 3–4 буквы из каждого ряда, указываемого преподавателем, он называет эти буквы по порядку, считывая их с таблицы. Учащиеся проверяют сделанные записи и выделяют ряд с наименьшими по размеру буквами, который был правильно определен. Этот ряд определяет остроту зрения с учетом того расстояния, на котором находится учащийся от стенда.
Инструкция преподавателя. Необходимо записать 3–4 буквы каждого ряда, который вам будет показан.
После выполнения этого упражнения преподаватель знакомится с записями учащихся и объясняет полученные результаты в соответствии с материалом по остроте зрения, описанным выше.
Читайте также: