Оценка цветоощущения. Известно, что любой предмет обладает цветом. Существует огромное многообразие цветов и их оттенков, восприятие которых имеет большое значение в жизни человека. Умение различать цвета является важным для многих профессий. Водители автомобилей должны различать сигналы светофора, габаритные огни, дорожные знаки, имеющие различную окраску (красную, желтую, синюю). Кроме того, цвет помогает различать и опознавать предметы на дороге. Поэтому водители автомобилей должны обладать нормальным цветоощущением, т.е. правильно воспринимать и различать цвета.
Восприятие цвета изменяется в зависимости от различных условий – от характера и уровня освещенности, положения цветового объекта в поле зрения и др. У некоторых людей наблюдаются нарушения цветового зрения. Значительная часть нарушений цветового зрения связана с трудностями различения красного и зеленого цветов, что особенно опасно при работе на транспорте.
Для исследования цветоощущения используются специальные таблицы. В предлагаемых упражнениях по цветоощущению используются полихроматические таблицы, составленные Е. Б. Рабкиным, сфотографированные на цветную позитивную фотопленку.
Упражнение 1а. Оценка цветоощущения при нормальной освещенности.
Цель упражнения – оценить цветоощущение при нормальной освещенности.
Технические средства – автоматический диапроектор «Протон»; экран; диапозитивы (слайды).
Слайды изготовляются по таблицам Рабкина. Таблицы имеют вид картинок, на каждой из которых имеется цифра или другой знак. Картинки состоят из цветовых кружков и пятен различной величины, выступающих на фоне других таких же кружков, окрашенных иначе и служащих фоном. Слайды вставляются в специальную кассету через одну ячейку. Это делается для того, чтобы после картинки (таблицы) на экране появился фон без изображения.
Содержание упражнения. Учащиеся имеют листы бумаги и пишущие ручки. Преподаватель сообщает им инструкцию. После команды Внимание включается проектор и на экране появляется изображение. Время предъявления 1 с. Затем учащиеся записывают увиденное на экране. После этого преподаватель называет то, что было изображено на картинке, а учащиеся проверяют правильность своей записи. Далее преподаватель предъявляет следующий слайд.
Инструкция преподавателя. После команды Внимание на экране появится картинка. Затем изображение исчезнет и надо записать цифру или другой знак, изображенный на экране.
В заключение упражнения оценивается правильность узнавания знаков учащимися.
Читайте также: