Упражнение 16. Оценка цветоощущения при пониженной Освещенности.
Цель упражнения – оценить цветоощущение при пониженной освещенности.
Технические средства – автоматический проектор «Протон» со светофильтром; экран; диапозитивы (слайды), изготовленные по таблицам Рабкина.
Содержание упражнения. До начала упражнения преподаватель надевает на объектив диапроектора светофильтр. Он сообщает учащимся инструкцию. После команды Внимание включается проектор и на экране появляется изображение. Время предъявления 1 с. Затем учащиеся записывают увиденное на экране. После этого преподаватель называет то, что было изображено на картинке, а учащиеся проверяют правильность своей записи. Затем преподаватель предъявляет следующий слайд.
В результате выполнения упражнения учащиеся могут оценить, как изменяется цветоощущение в условиях пониженной освещенности (увеличивается ли время опознания знака на картинке либо учащийся затрудняется назвать знак).
Инструкция преподавателя та же, что и в упражнении 1а.
Оценка времени восстановления зрения после ослепления.
В сумеречное и особенно в ночное время часто происходят случаи ослепления водителей автомобилей светом фар встречных машин. Состояние ослепления очень опасно, так как водитель перестает видеть дорогу, объекты на ней и в околодорожном пространстве, других участков движения. В таких случаях необходимо прекратить движение, поскольку нужно время для восстановления зрения после ослепления. Это время не является постоянной величиной и зависит от условий, при которых произошло ослепление водителя–силы и длительности воздействия света, общего уровня освещенности до ослепления. Учащимся предлагается выполнить следующее упражнение.
Упражнение 1а. Время восстановления зрения после ослепления.
Цель упражнения – установить время, необходимое для восстановления зрения после ослепления (для данных условий).
Технические средства – таблица Сивцева; источник света, установленный на уровне глаз сидящего перед ним учащегося; секундомер.
Содержание упражнения. В классе, где проводятся упражнения, необходимо создать неполное или сумеречное освещение (закрыть шторы на окнах). Упражнение проводят отдельно с каждым учащимся, у которого определяют остроту зрения с помощью таблиц Сивцева и записывают результат. После этого на учащегося в течение 3–5 секунд воздействуют светом. Затем учащийся вновь смотрит на таблицу. Одновременно преподаватель включает секундомер. Когда учащийся сможет назвать буквы того же ряда, что и до ослепления, т.е. острота зрения достигнет первоначального уровня, секундомер выключают и снимают его показание. Это и будет время восстановления зрения после ослепления.
Инструкция преподавателя. После того как будет включен свет, внимательно смотрите на таблицу. Как только вы начнете различать буквы, ряда, характеризующего остроту вашего зрения, называйте их по порядку.
Читайте также: