Рассмотрим каждый из указанных режимов работы. При первом режиме работы преподаватель по мере необходимости вручную вводит в действие то или иное техническое средство.
Второй режим работы позволяет вести управление непосредственно с пульта нажатием соответствующих кнопок или включением тумблеров, размещенных на пульте.
Третий режим работы дает возможность управлять всем комплексом с переносного пульта-указки. В таком случае следует отключить стационарный пульт и включить переносной. Использование переносного управления дает возможность преподавателю перемещаться по аудитории, подходить к экранам, делать соответствующие комментарии, включать и отключать по мере необходимости дикторский текст и музыку, управлять работой магнитофонов. Такое управление можно дополнять применением программированного устройства.
Использование установки в третьем режиме дает возможность управлять техническими средствами обучения на расстоянии с любого места. В некоторых учебных заведениях отрабатывается система радиоуправления всеми техническими средствами обучения в аудиторном типе занятий с любого места помещения. При этой системе отпадает необходимость передвигаться преподавателю по аудитории с проводами или стоять у пульта. В таком случае у преподавателя в руках имеется только радиоуказка.
Четвертым режимом работы установки является программированное управление техническими средствами обучения при автоматическом цикле работы по времени. В данном варианте работы все средства комплекса можно запрограммировать так, что в нужный момент времени любое техническое средство может быть включено или выключено. Это осуществляется следующим образом. Предварительно составляется план-программа учебного занятия, в котором отражается порядок демонстрации наглядных пособий и использование технических средств. Все это вводится в программное устройство. Период включения каждого средства может быть от 5 с до 15 мин. Учебный материал излагается как устно, так и посредством магнитофона.
Использование установки в программированном режиме наиболее целесообразно для отработки приемов ориентировки в дорожной обстановке, когда возможность обучения управлению автомобилем в реальных условиях крайне ограничена, например правил вождения автомобиля в сложных дорожных условиях, предотвращения аварийных ситуаций и т. п.
Допустим, проводится занятие по правилам обгона в потоке. План-программа работы с комплексом будет следующая:
а) кинопроектор «Украина» заряжается кинокольповкой учебного фильма по правилам обгона, где показывается выполнение всех действий в целом в обычном темпе и замедленном;
б) диапроектор ЛЭТИ-60 заряжается лентой, где показаны отдельные фиксированные моменты перемещения автомобилей, относительно друг друга в процессе выполнения маневра;
в) диапроектор «Протон» или «Луч» демонстрируют кадры, где отражаются наиболее характерные ошибки при выполнении действий водителями;
г) на магнитофонную ленту заранее можно записать объяснение преподавателем выполнения действий в целом и по частям;
д) как вспомогательные средства можно использовать светофор, электромеханическую плакатницу и письменную доску.
В пятом режиме (программированное управление посредством магнитофона) обеспечивается полная синхронизация действия технических средств обучения с речью преподавателя, записанной на магнитофонной ленте. является магнитофонная лента в сочетании с матричным устройством в пульте управления. В этом случае на одной дорожке магнитофонной ленты записывается речь преподавателя, а на второй – импульс, соответствующий моменту включения или выключения какого-либо технического средства обучения.
Использование устройства при описанном выше режиме работы открывает большие возможности в совершенствовании учебного процесса в аудиторном типе занятий. Ведение учебно-тренировочных занятий с использованием магнитофона с программированным управлением всеми техническими средствами обучения дает возможность преподавателю в ходе занятия наблюдать за работой обучаемых, оказывать каждому из них помощь и делать дополнительные объяснения по ходу занятия.
Разработанные на высоком педагогическом уровне, запрограммированные занятия могут неоднократно дублироваться без непосредственного участия преподавателя, что особенно полезно, когда группа учащихся разбивается на несколько подгрупп. Следует иметь специальную карту, где последовательно записываются все аудиторные средства, используемые в данной программе. Записанные на магнитофонную ленту и карту-справочник программы учебно-тренировочных занятий могут быть размножены и передаваться в другие учебные заведения.
Следует отметить, что в перспективе подобные средства можно использовать для одновременного проведения отдельных запрограммированных занятий в нескольких автоклассах по разным разделам программы подготовки водителей. При этом управление может осуществляться с одного диспетчерского пульта. Большие перспективы использования всех вариантов автоматизированных комплексов открываются при использовании их в качестве «автоматов-пропагандистов» по изучению Правил уличного движения в школах, вузах, автопавильонах, гаражах и т. п.
Читайте также: