В настоящее время начали практиковать изготовление автоматизированных комплексов и в централизованном порядке оборудовать ими учебные заведения. Одновременно отдельные учебные заведения собственными силами готовят комплексы и оборудуют классы для программированного обучения и контроля. Предложения по оборудованию таких классов собственными силами можно получить в центральных, республиканских, краевых, областных и городских методических кабинетах ведомств и в специальной литературе. Методы использования автоматизированных комплексов в подготовке водителей автомобилей отличаются большой разнообразностью и вариативностью. С их помощью можно проводить лекции, семинарские занятия, контрольные работы, экзамены, отрабатывать различные упражнения по Правилам и основам безопасности движения и т. п.
Рассмотрим, как проводится учебно-методический семинар по изучению Правил движения в таком классе. Преподаватель задает вопрос всей группе и одновременно с этим демонстрирует плакат или проецирует на экран схему, например, очередности проезда транспортных средств на нерегулируемом перекрестке. Каждое транспортное средство на схеме занумеровано, как и переключатели, римскими цифрами, а соответствующие их движению указатели (стрелки) – арабскими. Количество вариантов очередности проезда зависит от количества транспортных средств, находящихся у перекрестка со всех сторон, но не может быть больше числа переключений, имеющихся на пультах установок преподавателя и учащихся. На пульте преподавателя руководитель занятий устанавливает переключатели в положения, соответствующие номерам правильной очередности проезда.
Продумав вопрос, учащиеся вводят ответы, устанавливая переключатели на своих пультах в положения, соответствующие номерам выбранных ими вариантов очередности проезда. Если переключатели на пульте учащегося установлены в такое же положение, что и на пульте преподавателя, то на табло преподавателя загораются все контрольные лампочки и это означает, что все ответы являются правильными. Не загоревшиеся лампочки в большинстве случаев указывают на неверные ответы по соответствующим вопросам.
При проведении анализа ответов учащихся преподаватель включает настенное табло и показывает результаты проверки. После этого поочередно вызываются учащиеся, которые более подробно объясняют свои решения, отвечают на вопросы. Конечно, такие обсуждения проводятся и при проведении занятий по традиционной методике, однако с использованием методов программированного обучения на поставленные преподавателем вопросы отвечают все учащиеся и обсуждение в таком случае становится более целенаправленным.
В одном учебном заведении автоматизированный комплекс, оборудованный машинами ОМ-7-4, использовался также для проведения экзамена по Правилам дорожного движения. Для этой цели разработана специальная программа машинного контроля, состоящая из 120 карточек и охватывающая фактически весь объем возможных вопросов по разводке транспорта, знакам, регулирующим движение транспорта, и другим вопросам.
Преподаватели, которые принимали экзамен на права водителя, дали этому классу высокую оценку. В одном из экспериментов экзаменовались 52 учащихся. Каждому из них задавалось по шесть вопросов. Если при обычном опросе такого же числа учащихся на этот экзамен двум преподавателям требовалось затратить 10–13 ч и они задавали каждому учащемуся не более шести вопросов, то при применении автоматизированного класса с машинами ОМ-7-4 было затрачено одним преподавателем только 1 ч 20 мин. Таким образом, при применении автоматизированного класса время экзамена существенно сократилось, число задаваемых вопросов увеличилось, оценка знаний стала более объективной и не вызывала сомнений со стороны экзаменующихся.
Следует отметить, что на современном этапе подготовки водителей наблюдается всевозрастающий интерес учебных заведений к оборудованию учебных помещений автоматизированными комплексами для программированного обучения и контроля и что они найдут широкое применение.
Учебно-Технический Центр акредитована.
Читайте также: