Цель обучения – научить учащихся быстро принимать оптимальные решения, быстро и точно действовать органами управления автомобиля в критических ситуациях, связанных с внезапным возникновением препятствий.
Сначала обучение проводится в ограниченных проездах, требующих точных действий по управлению автомобилем, а также проездах, в которых требуется выбор полосы для движения в зависимости от наличия (внезапного возникновения) препятствия на одной из полос движения. Для дальнейшего обучения используют движущиеся макеты пешеходов и транспортных средств с дистанционным управлением (для моделирования внезапного возникновения препятствия) в сочетании с неподвижными макетами транспортных средств, а также устройства, позволяющие быстро изменить условия движения (видимость, состояние покрытия и т. д.).
Обучение управлению автомобилем при моделировании критических ситуаций на автодроме является частью комплексного обучения водителя поведению в критических ситуациях. Комплексное обучение поведению в этих ситуациях наряду с обучением на автодроме предполагает обучение с использованием статической проекции и кинофильмов в обычном варианте и для автотренажера, разбор типичных критических дорожных ситуаций в процессе классных занятий и при обучении вождению на дорогах.
Обучение управлению автомобилем при моделировании критических ситуаций на автодроме проводится при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления (обучение выходу из заноса), а также при обучении взаимодействию с другими участниками движения (элементы внезапности). Обучение целесообразно проводить в два этапа, включающих формирование навыков: управления автомобилем при движении по ограниченным проездам; управления автомобилем при внезапном возникновении препятствий.
При обучении на первом этапе учащийся выполняет движение по ограниченным проездам, требующим точности и быстроты действий. Необходимая быстрота действий обусловливается заданием определенной скорости движения непосредственно перед въездом на участок автодрома с ограничителями. В зависимости от скорости движения перед въездом на этот участок выполнение проезда может быть задано с использованием торможения и без него. Показателем правильного выполнения упражнения является движение по ограниченным проездам без наезда на ограничители с выдерживанием нормативной скорости (или нормативного времени).
На втором этапе обучения учащийся выполняет движение по определенному маршруту, на котором внезапно для учащегося появляется препятствие (моделируется опасная ДТС). В качестве препятствий могут использоваться макеты участников движения с дистанционным управлением, а также соответствующее изменение условий движения с помощью специальных средств. При появлении препятствия задача учащегося состоит в том, чтобы быстро принять правильное решение и в соответствии с ним выполнить управляющие воздействия на автомобиль.
В процессе обучения следует варьировать условия возникновения препятствий данного вида. Например, появление макета пешехода на дороге можно предусмотреть в различных местах автодрома: на пешеходном переходе прямолинейного участка дороги, вне пешеходного перехода, на повороте дороги, из-за макета транспорта общего пользования, стоящего на остановке.
В результате обучения на этом этапе учащийся должен приобрести умения быстро и точно управлять автомобилем в критических ситуациях, связанных с внезапным появлением препятствий.
Читайте также: