В настоящее время в училищах, автошколах и учебных комбинатах все большее предпочтение стало отдаваться не разрозненному применению технических средств, а комплексному использованию на занятиях сразу нескольких аппаратов, устройств, автоматизированных или полуавтоматизированных систем. На психолого-педагогическую эффективность комплексного использования технических средств в учебном процессе влияют следующие показатели:
1) разнообразие технических средств, а значит, и более богатая вариативность в подборе учебно-методических пособий для демонстрации, проведения программированного обучения и контроля;
2) характер решаемых задач в учебном процессе, позволяющий больше разнообразить средства учебной информации;
3) монтаж всех технических средств в единый комплекс с единым дистанционным или программным управлением, позволяющий значительно повысить производительность труда преподавателя, облегчить его работу.
В связи с улучшением материально-технической базы учебных заведений, занимающихся подготовкой водительских кадров, налаживание массового серийного выпуска технических средств обучений открывает возможность широкого, комплексного использования обучающих средств, оборудования автоматизированных классов.
Анализ опыта использования технических средств обучения показывает, что при разработке системы комплексного использования ТСО в учебном процессе необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Учебные классы (кабинеты) следует оборудовать техническими средствами по предметному принципу (изучение Правил движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения и т. д.).
2. Каждый учебный класс (кабинет) должен иметь необходимое количество ТСО и вспомогательное оборудование к ним в соответствии с методикой изучения конкретной дисциплины.
3. Необходимо предусмотреть в учебных классах (кабинетах) стационарное размещение оборудования (экраны, кинопроекторы, электромеханические плакатницы, устройства для зашторивания окон и т. д.), а также использование переносных приборов и устройств (диапроекторов, кодоскопов, моделей и т. д.).
4. Организовать обучение преподавателей и обмен опытом использования ТСО.
5. Для обслуживания ТСО, а также для изготовления и размножения дидактических материалов целесообразно иметь отдельную лабораторию или кабинет ТСО с включением в его штатное расписание фотолаборанта, киномеханика, радиотехника.
Так как в настоящее время еще не разработаны критерии определения оптимальных комплексов ТСО для обеспечения высокой эффективности учебного процесса по каждому предмету подготовки водителей автомобилей, рассмотрим отдельно опыт оборудования учебных классов аудиовизуальными средствами и средствами программированного обучения и контроля.
Читайте также: