Цель обучения – развитие у учащихся навыков трогания с места, выбора и выдерживания безопасной скорости движения, выхода из создавшегося заноса, торможения и остановки автомобиля на дорогах с низким коэффициентом сцепления.
Обучение проводится на дороге со скользким покрытием, имеющей прямолинейную полосу движения и один или несколько поворотов. На участке должно быть надежное ограждение, при наезде на которое автомобиль не получит повреждений. Для обучения навыкам выхода из заноса и торможению перед участком скользкой дороги делают полосу с высоким коэффициентом сцепления, позволяющую развить скорость движения до 30 км/ч.
Обучение навыкам управления автомобиля на скользкой дороге целесообразно проводить в такой последовательности:
1) обучение навыкам трогания с места;
2) обучение выдерживанию безопасной скорости движения, оценке критической скорости, ведущей к заносу на повороте, и навыкам выхода из заноса;
3) обучение торможению и остановке.
При обучении навыкам трогания с места на скользкой дороге внимание учащегося обращают на установку педалью дросселей оборотов двигателя, позволяющих выполнять трогание с места без пробуксовки ведущих колес. Наряду с этим необходимо научиться точно определять момент начавшейся пробуксовки колес. В этом случае необходимо своевременно прекращать действия, выполняемые при трогании с места. Обучение следует проводить так, чтобы при выполнении упражнения можно было наблюдать заднее ведущее колесо. Показателем усвоения навыка является трогание с места без пробуксовки ведущих колес.
При обучении выдерживанию безопасной скорости, оценке критической скорости, ведущей к заносу на повороте и выходу из заноса, большое внимание должно быть уделено вводному инструктированию о последовательности действий в момент возникновения заноса. В начале обучения учащийся проезжает участок скользкой дороги с поворотом на небольшой скорости (около 5 км/ч), затем скорость увеличивается до критической и мастер предупреждает учащегося о возможности заноса. При заносе надо выполнять действия в заранее изученной последовательности. Учащийся должен запомнить скорость движения, при которой возникает занос на повороте, и научиться выполнять быстрый выход из заноса при его возникновении.
При обучении торможению и остановке на скользкой дороге мастер инструктирует учащегося о способах торможения на скользкой дороге (двигателем, педалью тормоза), объясняет опасность резкого торможения, заклинивания тормозных барабанов (юза) и торможения с выключенным сцеплением. Торможению на скользкой дороге обучают при различных скоростях движения, начиная с небольшой скорости. Особое внимание уделяется обучению навыкам прерывистого торможения (торможению на грани юза). При обучении прерывистому торможению в качестве ориентира можно использовать слуховую оценку работы двигателя (заклинивание ведущих колес при включении, сцеплении и передаче ведет к остановке двигателя). При обучении учащемуся задают внешний ориентир для начала торможения. После остановки, используя ориентир как начало отсчета, учащийся оценивает тормозной путь автомобиля на скользкой дороге. Если при торможении возникает занос, то он должен самостоятельно устранить его. Показателем сформированности навыка торможения является остановка на заданном месте скользкой дороги без заноса автомобиля.
Читайте также: