– Хорошо смазать маслом цилиндры. – Разложить шатуны в порядке номеров цилиндров. Маркировки на крышке подшипника и на шатуне должны быть расположены напротив друг друга. Стрелки на днище поршней должны быть обращены к передней части двигателя.
– Распределить стыки поршневых колец равномерно по окружности поршня через 120°.
– Наложить стяжную ленту поршневых колец в области установки поршневых колец и вставить поршневые кольца в канавки. Проверить их надежную посадку.
– Провернуть коленчатый вал до занятия каких-нибудь двух из его шеек положения нижней мертвой точки.
– Вдвинуть сверху поршень в отверстие цилиндра. Для этого положить двигатель на бок, чтобы можно было провести шатун на шейку подшипника и он не поцарапал отверстие или шатунную шейку. Вкладыш должен уже находиться в шатуне.
– Вдвинуть поршень, кольца последовательно входят в цилиндр (рисунок 278) и в заключение ножка шатуна насаживается на шейку коленчатого вала.
– Вложить в крышку подшипника второй вкладыш направляющим выступом на левую сторону и хорошо смазать вкладыш. Прижать крышку к шатуну и слегка пристукнуть. Обязательно следить за тем, чтобы метки находились напротив друг друга, так как ошибку можно сделать и в последний момент.
– Смазать места прилегания гаек на крышке подшипника шатуна.
– Попеременно затянуть болты шатуна до момента затяжки 40–50 Нм и из этого положения довернуть болты еще на 90° –100°, то есть примерно на четверть оборота. Следует еще раз напомнить, что должно быть измерено растяжение болтов, как показано на рисунке 273, до того, как их устанавливать.
– После установки шатуна несколько раз провернуть коленчатый вал, чтобы немедленно установить возможное заклинивание.
– Еще раз проконтролировать маркировку всех шатунов и проверить, направление стрелок на поршнях и установлены ли поршни в соответствии с номерами цилиндров, если устанавливались прежние детали.
– Замерить щупом боковой люфт каждого шатунного подшипника на шейке коленчатого вала. При новых деталях он должен составлять 0,11 мм – 0,23 мм. Предел износа составляет 0,50 мм. – Последовательно устанавливать поршни в положение верхней мертвой точки и глубиномером замерить их выступание. Все поршни должны выступать над поверхностью головки цилиндров на величину от 0,65 до 1,05 мм.
Читайте также: