Все автомобили имеют систему электроснабжения с напряжением 12 вольт. Минусовая клемма аккумулятора соединена с массой автомобиля. Аккумулятор расположен в моторном отсеке. Для запуска двигателя служит стартер с принудительным включением шестерен. Выключатель стартера является частью замка зажигания и при включении воздействует на вмонтированное в стартер тяговое реле. Генератор приводится через плоский ремень от коленчатого вала. Электромеханический регулятор предназначен для регулирования тока заряда и находится на задней крышке. Контрольная лампа заряда на приборной доске служит для индикации нормальной работы электрооборудования в отношении заряда аккумулятора.
13.1 Аккумулятор
Установленный аккумулятор 12 вольт имеет шесть банок, состоящих из положительных и отрицательных пластин, помещенных в раствор серной кислоты. Аккумулятор предназначен для обеспечения электроэнергией при запуске двигателя, при включении системы разогрева, для системы освещения автомобиля и для других потребителей.
Для обеспечения длительного срока службы аккумулятора и для поддержания его мощности на высоком уровне время от времени следует проводить следующие работы:
– Содержать аккумулятор и окружающие детали в чистом состоянии. Поверхность аккумулятора должна быть сухой, так как в противном случае могут возникать утечки между отдельными банками, что вызывает саморазряд аккумулятора.
– Уровень кислоты должен находится всегда на высоте кольца на нижней стороне заливного пространства. Для доливки использовать дистиллированную воду.
В холодное время года не оставлять аккумулятор не заряженным, так как иначе он замерзнет. Слабо заряженные аккумуляторы замерзают раньше, чем заряженные.
13.1.1 Проверка аккумулятора
Уровень электролита. Аккумулятор заполняется раствором серной кислоты в дистиллированной воде. Так как доля воды может испаряться, следует контролировать уровень электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду. Уровень электролита должен находиться между двумя отметками на корпусе аккумулятора. Аккумуляторы, устанавливаемые на автомобиль на заводе, имеют предохранительное устройство от перелива. Для долива воды вывернуть пробку аккумулятора и залить дистиллированную воду до момента, когда ее станет видно. Состояние заряда. Для контроля заряженности аккумулятора необходим ареометр.
Для контроля воды вывернуть пробку аккумулятора и вставить через предохранительную резинку конец ареометра в банку аккумулятора (рисунок 239). Закачать с помощью резиновой груши в ареометр количество электролита, достаточное для всплытия поплавка. В зависимости от степени заряженности электролит имеет различную плотность, которая индицируется глубиной погружения потолка в электролите. При показании 1,28 аккумулятор полностью заряжен; при значении 1,12 аккумулятор полностью разряжен. Промежуточные значения говорят о степени заряда. Индикация ареометра производится в кг/л. Зарядка аккумулятора. В сильно разряженный аккумулятор дистиллированная вода добавляется только после его зарядки. В процессе зарядки уровень электролита повышается и аккумулятор, заполненный в соответствии с инструкцией по эксплуатации, может при этом «выкипать».
Ток заряда сначала не должен превышать 10% емкости аккумулятора. В зависимости от конструкции зарядного устройства ток заряда постепенно автоматически уменьшается. Аккумулятор считается полностью заряженным, если в течение двух последовательных часов плотность электролита остается неизменной. Пробки банок аккумулятора как правило выворачиваются и свободно кладутся на заливные отверстия. Благодаря этому гремучий газ, образующийся из кислорода и водорода, может свободно выходить. Так как при интенсивной зарядке неизбежно образуются брызги кислоты, окружение аккумулятора следует защитить газетами или чем-нибудь подобным. При проведении зарядки в закрытом помещении оно должно иметь хорошую вентиляцию. Ни в коем случае не подсвечивать отверстия аккумулятора открытым пламенем. При зарядке переносным зарядным устройством можно не снимать аккумулятор с автомобиля. Также можно и не отключать провода. Однако зарядка быстро-зарядным устройством производится иначе. Следует отключать оба провода от аккумулятора, чтобы не вывести из строя диоды генератора, электронные схемы, радиоприемник и т.д.
Снятие и установка. Аккумулятор расположен в моторном отсеке и крепится на консоли. Перед снятием отвернуть оба кабеля от полюсов аккумулятора. Всегда снимать сначала минусовый провод. Для снятия использовать головку ключа с удлинителем, чтобы достать гайки в нижней части. Перед установкой аккумулятора сначала очистить полюса и смазать их смазкой для клемм аккумулятора.
Запуск двигателя с разряженным аккумулятором. Проще всего применение кабелей «прикуривателя», которые однако должны иметь большое сечение и мощные клеммы подключения для протекания тока от одного аккумулятора к другому. При приобретении такого кабеля следует не жалеть денег на покупку медного кабеля. Хотя алюминиевый кабель и дешевле, но он на столько разогревается, что оплавляется изоляция и при снятии клемм можно обжечь пальцы. Подключать сначала плюсовой, а затем минусовой провод. «Прикуриватель» должен запустить двигатель и обеспечивать его работу на средних оборотах, с тем чтобы генератор давал дополнительный ток. Толкание или буксировка являются самыми известными методами запуска двигателя с разряженным аккумулятором, что конечно для такого автомобиля такого размера не так просто сделать.
Читайте также: