В зависимости от содержания этих компонентов бензины обладают различными физико-химическими свойствами, основными из которых являются следующие: элементарный состав; фракционный состав; давление насыщенных паров; вязкость; плотность; теплота сгорания; теплота парообразования; теплоемкость; поверхностное натяжение; детонационная стойкость; стойкость к калильному зажиганию; содержание неуглеводородных соединений; содержание механических примесей.
В России выпускаются четыре марки автомобильных бензинов: А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98. Эти бензины могут быть зимними и летними. Требования к этим бензинам регламентированы ГОСТ 2084 – 67.
Для определения регламентированных требований к физико-химическим свойствам бензинов необходимо рассмотреть их влияние на технико-экономические показатели двигателя с точки зрения процессов смесеобразования, сгорания, а также состава продуктов сгорания в отработавших газах.
Карбюрационные свойства – совокупность свойств бензина, непосредственно влияющих на процесс образования горючей смеси. Одним из основных параметров карбюрационных свойств бензина является фракционный состав.
Фракционный состав влияет на следующие показатели двигателя: запуск при минусовых температурах и время прогрева; запуск горячего двигателя при высоких температурах; обледенение карбюратора; образование паровых пробок; состав отработавших газов двигателя; экономичность работы на частичных нагрузках; приемистость автомобиля; износ двигателя; равномерность распределения смеси по цилиндрам. Фракционный состав бензина оговаривается требованиями ГОСТа, Наиболее характерными точками при определении фракционного состава методом перегонки являются температура начала и конца кипения и процент перегонки при температурах 10, 50 и 90° С.
Другим основным карбюрационным свойством бензина является давление насыщенных паров, определяемое по манометру в бомбе Рейда при определенной температуре. При этом устанавливается давление насыщенных паров 500 мм рт. ст. для летнего бензина и 500 – 700 мм рт. ст. – для зимнего.
Температура начала перегонки бензина характеризует его пожарную безопасность.
Температура выкипания 10% бензина характеризует пусковые качества холодного двигателя и устойчивость работы последнего на режиме прогрева. Этот же параметр характеризует склонность бензина к образованию паровых пробок.
Температура перегонки 50% бензина характеризует устойчивость работы двигателя при минимальной частоте вращения и его приемистость.
Фракции бензина, выкипающие при температуре 180° С и выше, влияют на износ цилиндропоршневой группы, нагарообразование и экономические показатели автомобиля.
Читайте в разделе