По направлению потока воздуха через главный воздушный канал карбюраторы делятся на горизонтальные, вертикальные и наклонные. Вертикальные карбюраторы подразделяются на два типа: с восходящим и нисходящим потоком.
Карбюраторы с восходящим потоком широко применились на автомобилях раннего выпуска. В настоящее время они практически не применяются. Основную массу автомобилей оборудуют вертикальными карбюраторами с нисходящим (падающим) потоком.
Карбюраторы с горизонтальным потоком получили широкое распространение на двигателях спортивных автомобилей. За последние годы они находят все более широкое распространение на автомобильных двигателях с рядным расположением цилиндров. В двигателях с карбюраторами этого типа можно применять короткие впускные трубы с небольшим сопротивлением, что позволяет получить высокий коэффициент наполнения и соответственно мощность двигателя. Кроме того, варьируя длину трубы, можно использовать инерционный наддув и повысить максимальное значение
мощности на любом участке скоростной характеристики, плавность горизонтального карбюратора значительно возрастает. Большое распространение получила схема с постоянной скоростью воздуха в диффузоре. Кроме того, современные тенденции развития конструкций автомобилей требуют снижения положения их центра тяжести и линии капота. В этом отношении горизонтальные карбюраторы обладают неоспоримым преимуществом. Широкое применение находят карбюраторы с наклонным потоком, которые, обладая преимуществами горизонтального карбюратора, позволяют более удобно скомпоновать под капотом впускные трубы и воздухофильтр. При этом наклонная впускная труба с аэродинамической точки зрения более выгодна, чем горизонтальная, если учитывать верхнее наклонное расположение впускных клапанов двигателя. Следует полагать, что наклонные карбюраторы очень перспективны и должны найти широкое применение в будущем.
В зависимости от применяемости карбюратора для любого из указанных вариантов, компоновки подкапотного пространства автомобиля и размещения воздухофильтра в каждом отдельном случае будут предъявляться особые требования, которые относятся: к способу подвода топлива к карбюратору; к расположению поплавковой камеры; к доступности регулировочных элементов карбюратора; к компоновке и конструкции пускового устройства; к приводу дроссельной заслонки; к компоновке приемной горловины карбюратора для монтажа воздухофильтра; к габаритам карбюратора; к вентиляции картера двигателя; к теплоизоляции карбюратора; к усилию на педаль акселератора и т. д. Кроме того, к конструкции карбюратора предъявляются серьезные требования эксплуатационного характера. До последнего времени разные фирмы, выпускающие карбюраторы, придерживаются своей точки зрения на размещение дозирующих элементов в карбюраторе. Одни фирмы придерживаются мнения, что дозирующие элементы должны быть легко доступны без разборки карбюратора, чтобы в случае засорения карбюратора можно было вынуть и промыть их или заменить. Однако такая компоновка позволяет без всякой необходимости вынимать дозирующие элементы, проверять и чистить их. Следует помнить, что дозирующие элементы карбюратора изготавливаются с высокой степенью точности, поэтому при неумелом обращении можно нарушить их первоначальные параметры. При этом произойдет нарушение размеров дозирующих элементов карбюратора, что может вызвать ухудшение мощностных и экономических показателей двигателя. В настоящее время установлено, что дозирующие элементы карбюратора не изнашиваются за весь срок его службы. В отдельных случаях наблюдаются отложения различных смол в воздушных жиклерах, поэтому при техническом обслуживании № 2 необходимо все жиклеры промыть в спирте или ацетоне. Таким образом, с этой точки зрения доступное расположение жиклеров является нежелательным.
Другие фирмы считают, что все дозирующие элементы должны быть внутри карбюратора, чтобы их нельзя было демонтировать.
Карбюратор при соответствующей фильтрации топлива должен обеспечивать бесперебойную работу двигателя до технического обслуживания № 2. Высокие требования по содержанию токсичных элементов в отработавших газах не допускают неквалифицированной регулировки или разборки карбюратора.
На современном карбюраторе должен быть только один регулировочный винт для эксплуатационника, которым можно регулировать частоту вращения коленчатого вала двигателя на минимальных частотах вращения холостого хода, обеспечивая постоянный состав горючей смеси.
Читайте в разделе