По правилам № 15 ЕЗК ООН разработан на основе статистического анализа режима движения автомобилей в основных крупных европейских городах (Гамбурге, Стокгольме, Кельне, Вене, Цюрихе и др). Отбор пробы газов осуществляется по четырем циклам.
В отличие от калифорнийского цикла при европейском цикле все газы отбираются в одну емкость и затем определяется среднее значение содержания СО и СН за весь период испытаний. Общая масса газов, выделенная при испытаниях, определяется посредством обычного газового счетчика. Испытания по европейскому циклу не дают возможности оценить массовый выброс токсичных компонентов для каждого режима в отдельности.
В нашей стране было принято постановление об охране природных ресурсов и чистоты атмосферы и водных бассейнов. В декабре 1970 г. в России был утвержден стандарт (ГОСТ 16533 – 70), ограничивающий выброс окиси углерода при работе двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу (не более 4,5%) и при скорости, соответствующей 0,6 от номинальной (не более 2%). С 1.01.75 г. введен новый стандарт на ограничение содержания токсичных веществ в отработавших газах двигателя (ОСТ 37.001.054 – 74), который предусматривает три типа официальных (приемочных или контрольных) испытаний двигателей новых и модернизированных автомобилей, имеющих массу 400 – 3500 кг.
I. Определение количества окиси углерода (СО), углеводородов (СН) и окислов азота (NO) в выделяемых в атмосферу отработавших газах при выполнении автомобилем ездовых циклов, имитирующих движение в городских условиях.
II. Определение концентрации окиси углерода в выделяемых в атмосферу отработавших газах при работе прогретого двигателя на режиме минимальных частот вращения холостого хода.
III. Определение количества углеводородов в выделяемых в атмосферу картерных газах при работе прогретого двигателя.
Испытание типа I проводят по многорежимному ездовому Циклу при температуре 20 – 30° С, начиная от пуска холодного Двигателя и работы на холостом ходу в течение 40 с. Цикл длительностью 195 с учитывает разгоны автомобиля, езду с различными постоянными скоростями движения, замедления и переключения передач по заданной программе. Каждое испытание складывается из четырех повторяющихся 15-режимных циклов и продолжается 13 мин. Во время испытания все отработавшие газы собираются в одну или несколько эластичных камер. После окончания испытания газы подвергаются анализу и измеряется их объем.
Испытание типа II проводят на минимальных частотах вращения холостого хода, установленных заводом-изготовителем с предварительным прогревом двигателя до нормального теплового состояния. Определение концентрации окиси углерода производится сразу после испытания типа I.
Зонд-газоотборник вводят в выпускную трубу глушителя автомобиля на глубину 0,6 м и непрерывно отбираемые пробы газа анализируют в быстродействующем газоанализаторе. Предельно допустимое содержание (по объему) СО не должно превышать 3%, а при любом изменении регулировки топливной аппаратуры (без ее разборки) оно не должно превышать 4,5%, а с 1.01.78 г. не должно превышать 2%.
Читайте в разделе