Одно из самых занимательных занятий на Бронницкой международной выставке автомобилей двойного применения – изучение табличек с ТТХ. Вот, например, сравнительные характеристики самого любимого в войсках грузовика Урал-4320.31 (без бронезащиты и с нею): масса в снаряженном состоянии вырастает с 8945 до 10445 кг, а грузоподъемность соответственно уменьшается с пяти до трех тонн (и все благодаря броневой стали 2П толщиной 6 мм и бронестеклу толщиной 26,5 мм). Интереса ради я заглянул в книгу Михаила Барятинского и Максима Коломийца «Бронеавтомобили русской армии»,.. Выяснилось, что типичный для периода Первой мировой и Гражданской войн броневик «Остин» защищался бронелистами толщиной от 4 до 7,5 мм. А ведь от «Урала», как вы понимаете, не требуется идти в атаку. Задача его брони -уберечь экипаж от пуль и осколков при нападении из засады или подрыве на мине...
Бронемодули (устанавливаемые подчас в боевых условиях) уже успели сберечь немало жизней. В этой связи еще одна примета обновляемой армии: хозяин праздника – начальник эксплуатации, вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-полковник Сергей Александрович Маев (переведем дыхание после оглашения всех титулов) – особо остановился на сотрудничестве войск с частной корпорацией «Защита»... Вот уже несколько лет она изготавливает сварные бронемодули на УАЗ-2966 (масса такого изделия – 660 кг).
О заинтересованности армии в сотрудничестве с небольшими компаниями наглядно говорила газовская экспозиция... Даже сегодня (заказ Минобороны сокращен с 25 – 30 тысяч единиц ВАТ (военной автомобильной техники) до 2,5 тысячи) Горьковский автозавод остается у военных в явных фаворитах.
По экспозиции нижегородцев бодро расхаживал мало кем узнаваемый из-за противосолнечных очков и камуфлированной футболки новый генеральный директор ГАЗа Виктор Беляев. Экспозиция эта, прямо скажем, удивила. Как, например, вы отнесетесь к известному уже противнику HUMMER – ГАЗ-39371 «Воднику», несущему в кузове модуль новейшей системы ближней противовоздушной обороны «Феникс»? Что это за птица, спросите... Два крупнокалиберных 12,7-миллиметровых пулемета, восемь пусковых контейнеров ракетного комплекса «Игла», оптическая система, обнаруживающая воздушные цели и при этом не выдающая свою работу ни лазерным лучом, ни радиоволнами. Как только цель попадает в зону видимости, система излучает два коротких лазерных импульса (противник примет их за помехи): первый – ознакомительный, второй – пристрелочный... Есть, правда, и странности – русский вояка «Водник» оснащен... дизелем японской фирмы Hino (модель J07C, 6,2 л, 5 цил., 170 л.с. при 2900 об/мин, максимальный момент 451 Нм при 1700 об/мин), изготовлен автомобиль отнюдь не на Горьковском автозаводе, а в нижегородском ООО «Техносила»! Лиха беда начало... Другой тамошний партнер ГАЗа – фирма «Техносервис» – зарядила «Водника» четырехцилиндровым турбодизелем DaimlerChrysler... На этом фоне «Егерь II» компании «Тех-носпас-НН» с бензиновым карбюраторным мотором V8 ЗМЗ-5233 (4,67 л, 130 л.с.) выглядел неким сибирским валенком. Правда, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что именно в валенках наши войска погнали немца из-под Москвы... Словом, «Егерь II», пожалуй, можно расценивать как одну из самых перспективных новинок выставки. Да и то верно: вряд ли наша армия закажет автомобиль, оснащенный импортным мотором (как правило, имеющие развитую промышленность государства так не поступают хотя бы из политических соображений). А вот если на DaimlerChrysler, Hino или Toyota под капотом клюнут какие-нибудь афро-арабо-индусы!.. Выставка-то международная! Сегодня для наших заводов любой заказ – подспорье в создании все более совершенной военной техники (кстати, в этом открыто признавался генерал-полковник Маев).
Только тут доставка опасного груза.
Читайте также: