Нет, все-таки загадочные люди – джиперы. Ну не поймешь их! Скажи среднестатистическому гражданину: «Болота повымерзли, проехать можно куда угодно», он и возликует. А вот лицо главного организатора рейда «Танковый прорыв» президента тверского джип-клуба «Лебедушка» Жени Павлова после получения столь позитивной информации, напротив, счастливым не выглядело...
В длинном ряду внедорожных мероприятий «Танковый прорыв» стоит как бы особняком. Во-первых, это не соревнование в традиционном понимании этого слова. Посудите сами, ведь здесь нет ни дотошных судей с их вечно спешащими хронометрами, ни призов, ни подиума с шампанским. Просто в одном месте собираются самые разные люди на самых разных машинах (от стандартных «Нив» до супер подготовленных монстров). А собравшись, разбиваются на команды, выбирают маршрут соответствующей сложности и пытаются его пройти. Ну и что тут особенного, спросите? Да, в общем-то, ничего... За исключением одной детали: дело в том, что маршруты «прорывов» традиционно проходят по местам, где шестьдесят лет назад дрались и умирали за свободу нашей страны ребята в грубошерстных солдатских шинелях. Короче, хотим мы этого или не хотим, а память о войне и по сей день занозой сидит в наших душах. Помните, у Александра Твардовского:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете...
К чему это я, а к тому, что именно под Ржевом и были проложены в этот раз трассы «Танкового прорыва». Война собрала здесь особенно обильную и кровавую жертву – в ходе 17 оборонительных и наступательных операций здесь погибли почти миллион наших солдат. Вы только вдумайтесь в эту цифру – миллион! И хотя я не большой поклонник собраний, на митинге у Обелиска павшим солдатам я, как, впрочем, и остальные 67 экипажей, был очень внимателен.
В этом году я приехал на «Танковый прорыв» в составе команды Товарищества альтернативного офф-роуда. Костяк команды составляли автомобили марки Jeep – три Wrangler и три Cherokee. Кроме того, с нами ехали Nissan Pathfinder, Mitsubishi Pajero и «УАЗ». Но вместе с тем действительно подготовленными можно было считать только три машины – два Wrangler и Nissan. Посудите сами: вся подготовка Cherokee Сергея Терентьева заключалась... в установке лебедки Т-Мах, ну а остальных машин мастера офф-роуд тюнинга и вовсе не касались. А так как и опыт вошедших в нашу команду экипажей тоже весьма разнился (от матерых ветеранов до толком не хлебавших грязи новичков), было принято решение остановить свой выбор на трассе средней категории сложности.
Все команды стартовали от бензоколонки на окраине Ржева. Баки под завязку, давление в шинах спущено до «боевых» значений – можно выезжать на маршрут. Мы все поняли после первого же километра... Дело в том, что небесная канцелярия выкинула свой очередной фортель: двадцатиградусный мороз и практически полное отсутствие снегопадов свели на нет усилия организаторов. Двигаться по маршруту можно было не то что на стандартных внедорожниках – в принципе не было противопоказаний и к использованию самых обычных легковушек! Впрочем, нет, погорячился... Кое-какие препятствия все же нашлись – один переезд через овраг и один брод. В этих местах стандартным машинам могло чуть-чуть не хватать клиренса, а пилотам-новичкам – опыта. Но все обошлось – наличие лебедок на подготовленных машинах и помощь опытных товарищей решили все проблемы. И вот добравшись до деревни с весьма живописными развалинами церкви, команда собралась держать военный совет...
Тщательное изучение карты показало: от места, где мы находились, до конечной точки нашего маршрута можно проехать почти напрямую, по «сервисной дороге» вдоль линии электропередач. Но судя по карте, ЛЭП проходила через болота. Может быть, там будет интереснее? Но все было по-прежнему: Wrangler, на котором я ехал штурманом, также нещадно швыряло на обледенелых буграх. Через некоторое время мой пилот окончательно озверел и начал требовать, чтобы я как честный штурман сказал ему, когда наконец начнется вожделенное болото. Пришлось мне его разочаровать... Мы уже минут пятнадцать ехали по этому самому болоту, а премерзкие надолбы, на которых нас немилосердно трясло, были просто замерзшими кочками...
Когда наш маленький конвой подъехал к опушке леса, уже смеркалось. Согласно показаниям GPS нам нужно было ехать прямо. Нашли какую-то дорожку, ведущую вроде бы в нужном направлении, но вскоре она закончилась на маленькой полянке с кормушкой для лосей. Пока искали другую дорогу (прокладка просеки при помощи бензопилы в наши планы совершенно не входила), окончательно стемнело. Стало ясно, что пора возвращаться на прописанный маршрут. Вот тут-то к нашей команде и пришло ее величество невезение. Сначала забарахлила коробка на нашем лидере – красном Wrangler Myзыченко и Роговой. Потом прямо по курсу как-то внезапно возникла мелиоративная канава. Жаждущий приключений народ с ходу бросился форсировать неожиданное препятствие... Итог – на том же Wrangler сорвало боди-лифт! Для справки: в сотне метров вскоре нашелся совершенно нормальный переезд... Ну а следующим этапом стал выезд с поля на асфальт. И опять недополучивший приключений народ ломанулся напрямик, через придорожную лесопосадку и крутой откос... Поврежденный Wrangler и гражданские Cherokee пришлось тащить лебедками, тут-то и прекратил свою жизнедеятельность генератор на машине Сергея Терентьева. Аккумулятора хватило ненадолго. В общем, к деревне Красная наша команда добралась одной из последних, имея две машины «на галстуке».
Что же до впечатлений, то у всех команд они были примерно одинаковые. Например, Сергей Сорокин так описал свои ощущения от одного из участков: «Длинная лесная дорога с замерзшей колеей. Через некоторое время становится интересно, когда это безобразие кончится. Штурманы утверждают, что длина дороги около 10 км, я – что наша скорость 10 км/ч. Всем становится грустно... Вот ведь гадость: и ехать нельзя, и застрять негде! Машина долбается, а никакого кайфа! Короче, не повезло с погодой...»
Единственно интересное место было и на маршруте команды «Лендровер». В ее составе три машины легендарной марки: Defender 110, San tana и Pajan. Рассказ Димы Мешкова: «Дорогу пересекает ручей с достаточно крутыми берегами. Русло засыпано бревнами, а совсем рядом с оптимальной траекторией движения торчит весьма неприятный пень. Пилот Santana решает проехать сбоку слева, но вылезти на другой берег не может. Лебедимся. Лишенная губ лебедка не хочет тянуть трос через острую грань швеллера. Pajan с удивительной легкостью переезжает канаву поперек и идет на помощь. И тут нас настигает табун «УАЗов». В темноте не разобрать, сколько их, и «110-й» торопится со спуском в русло, чтобы оказаться отрезанным. Выбраться на другую сторону ему не удается... Пытаемся решить проблему без лебедки (интересно ведь после целого дня ровной дорожки по канавам полазить), но безуспешно. Спиной чувствую, как на краю канавы выстраивается внушительная шеренга людей, в левой руке у каждого.. . початая бутылка пива, а правую они используют, чтобы указывать, куда и как должна... эта... чтобы выбраться наконец из этой... Мы же тем временем занимаемся тем, что аккуратно выводим пень из-под брюха сползшего на него «110-го». Лебедимся, едем дальше...»
В общем, те, кто хотел найти приключения, их все-таки нашли. Например, Володя Шахнин умудрился проломить своим тяжелым Land Cruiser 80 лед на каком-то прудике и нырнул в него чуть ли не по лобовое стекло. От гидроудара его спас только шноркель...
Ну а наше участие в рейде уже закончилось. Две аварийные машины нужно было буксировать в Москву, а раз так -возвращаться решили всей командой. Честно говоря, было обидно – ведь в отличие от первого сумрачного и пасмурного дня второй день рейда выдался ясным и солнечным. А вот трассы, по рассказам оставшихся ребят, оказались еще проще, чем в первый день. Впрочем, Павел Милосердое умудрился-таки положить свою «Ниву» набок на абсолютно ровном месте. Вот как он комментирует произошедшее: «Для меня стало уже хорошей традицией раскладывать свой агрегат на второй день «Танкового прорыва». Я ехал, стараясь беречь подвеску и ямки объезжать. А не надо было. Ну а после сытного обеда обычно внимание рассеянное. Едешь на автомате. Перегон между двумя лесами, замерзшая колея, присыпанная снежком. Трясет. Думая, что рядом ровнее, чуть-чуть даю рулем влево. Машину плавно заносит. Так как ехал я не пристегнутый, то начинаю валиться на штурмана, держась за руль, и, естественно, его доворачиваю! Машина выпрыгивает из колеи и плавно ложится набок. Повреждения – помяты переднее крыло и капот. Дверь цела и нормально открывается. Стойка ушла сантиметра на три вместе с заправочной горловиной и задним крылом. Все стекла целы. Из-под водительского сиденья вылетел домкрат, отрикошетил от моей руки, которой я держался за правое кресло, и, плавно просвистев рядом с головой штурмана, упал на стекло. Штурман цел. Стекло цело. А в общем все просто супер!»
Но знаете, что, на мой взгляд, самое любопытное: словами «все было здорово», «огромное всем спасибо», «отлично покатались и отлично пообщались» заканчиваются практически все отзывы о прошедшем мероприятии. Ну, скажите, не странный ли это народ – джиперы?
Читайте также: