Август – страдная пора российского автомобилестроения: Бронницкая выставка, Московский автосалон, пресс-конференции, презентации... И вот обе выставки позади. Но что примечательно: те, кто на денек сумел-таки вырваться из душных залов краснопресненского «Экспоцентра» на свежий воздух Бронницкого полигона, с удивлением обнаруживали, что бронничане прекрасно справились без основных организаторов Автосалона-2001: «Экспоцентра», британской группы ITE, международной организации OICA и прочих, не менее громких спонсоров. Оно и к лучшему! Иначе... дорогущие билеты, очереди у касс, наглые секьюрити, давящая музыка и традиционно отвратительная работа с журналистами. В Бронницах же все происходило по-военному четко и щедро. И динамический показ техники повторили «на бис» (для тех, кто не успел что-либо сфотографировать), и этап трак-триала провели (но не повторяли). Ну не молодцы, а?!
А между тем армия уже определилась с выбором типов грузовиков оперативного и тактического звеньев. В первую очередь это «Уралы» – машины, способные действовать в непосредственной близости от поля боя (из-за лучших характеристик проходимости и защищенности экипажа) . Тыловые коммуникации отданы на откуп КамАЗу. Соответственно и темпы роста производства у этих заводов повышенные: 159% у Набережных Челнов и 155% у Миасса. Причем УралАЗ находится под внешним управлением, поскольку предыдущая администрация обанкротила завод. Данное событие подтолкнуло некоторых партнеров Миасса пуститься в собственное плавание. Так, в Бронницы прибыл весьма необычный автомобиль Урал-8 (Урал-5557/30Д) длиной 8617 мм. Машина, как рассказал генеральный директор построившего ее ООО «Урал-Авто Санкт-Петербург» Олег Маркович Кайданов, предназначена для вывозки бревен с лесозаготовок. Удлиненное шасси обычного грузовика «Урал» имеет дополнительную заднюю ось, причем не подкатную «пустышку», а полноправную, ведущую. А по тому, как приближение любого человека в погонах заставляет гендиректора ООО мгновенно забыть о том, что он уже беседует с журналистом, можно судить, что его предприятие не прочь поучаствовать в перевозке не только бревен, но и иных длинномерных и неделимых грузов... Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь военный заказ – это гарантированный приток прибыли! И, видимо, потому так много на выставке техники экспериментальной. А уж как военным атташе любопытно!.. Вот и едут они в Бронницы, уже не маскируясь под корреспондентов из военно-исторических журналов...
Разумеется, никто не гарантирует, что армия приобретет все показанное на выставке. Вот МГТУ им. Баумана который год подряд проталкивает боевую патрульную машину БПМ-97... Бауманцы (не иначе как в ходе долгих маркетинговых исследований) решили пойти тернистым путем банановых республик, строящих (за неимением развитой промышленности) боевые бронированные машины на шасси простых грузовиков. Но прием такой техники на вооружение означал бы для нашей страны возврат на уровень 40-х годов. Хотя созданные в то время БТР-40 и БТР-152, несмотря на очевидную унификацию с грузовиками, выглядели куда прогрессивнее... Невелики шансы быть «призванным» и у легкого вездехода «Тарантул» питерского конструкторского бюро «Кайман». Впрочем, эта машина стала одним из наиболее зрелищных экспонатов выставки, удивив отличной проходимостью. Увы, слабоватый вазовский двигатель – не для армии. Да и монстроидальный бронированный «Комбат» питерского дизайнера Парфенова вряд ли подвергнется мобилизации.
Подводя некий итог, замечу: бронницкая экспозиция этого года оказалась очень насыщенной (по числу автомобилей-экспонатов она вполне могла поспорить с Московским автосалоном). А значит, у командовавших парадом военных, похоже, появился очередной и весьма весомый повод для размышлений...
Читайте также: